Форум » Библиотека » Заключение брака в Российской империи » Ответить

Заключение брака в Российской империи

Ольга Черкасова: Условия вступления в брак Что бы определить условия вступления в брак, нужно знать понятие, которым определялся брак до 1917 года. С юридической точки зрения брак – это союз мужчины и женщины, с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме. Данное определение имело в виду брак вообще, не только между православными, но и между лицами других христианских вероисповеданий, не только между христианами, но и между нехристианами. Для юриста важна совокупность условий, при наличии которых сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, т.е. влечет за собою все последствия законного брака. Именно эти условия и содержатся в данном определении. В основании брака лежало соглашение между сочетающимися — брак не мог быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц. Как и всякий договор, брак в любое время предполагает свободу воли и сознания. Поэтому брак, который был совершен по принуждению или обману, будет считаться недействительным, из-за отсутствия существенного элемента. Отсутствие сознания делало недействительным брак, заключенный с безумным или сумасшедшим лицом. Согласие составляло наиболее существенное условие со всех точек зрения, включаю и юридическую. С другой стороны в общественном представлении значение этого элемента часто отступало перед значением венчания. Рассматривая брак как договор, бесспорным нужно признать, что брак являлся не договором чисто частного права, а со значительной примесью публично-сакрального права. В его заключении повсеместно активно участвовали государство, которое закрепляло происходящее при браке изменение гражданского состояния супругов, и также церковь с её каноническими учениями о браке, как таинстве. Следующим условием при заключении брака было то, что участники брачного договора должны были быть лица разного пола, соглашение происходило между мужчиной и женщиной. Выбор участников обусловливался физиологической стороной брака, требующей для удовлетворения половой потребности соединения мужчины и женщины. Брак между одними мужчинами или одними женщинами был невозможен. Одним из важных условий было наличие цели. Целью брака считалось постоянное сожительство, не только в физическом, но и в нравственном смысле. С официальной стороны соглашение между мужчиной и женщиной требовало облечения его в установленную форму. Только при соблюдении установленной государством формы сожительство влекло за собой все последствия, вытекающие из семейного союза. С юридической точки зрения для брака было существенным соблюдение установленной законом формы, все равно было ли то церковное венчание, является ли форма в соответствия с взглядами той или другой церкви на брак, как на таинство. Ведь в то время церковные взгляды на брак расходились. Православная и католическая церковь рассматривали брак как таинство, образ союза Христа с церковью. Но, в дальнейшем понимании брачного таинства обе церкви расходились. В то время как католическая церковь видела таинство в сожитии супругов, православная церковь таинством признавала церковное венчание, поэтому с точки зрения католической церкви таинство совершается самими супругами, а по учениям православной церкви — священнослужителем. Лютеранская и реформатская церковь брак за таинство не принимали. Все перечисленные выше условия вступления в брак вытекали из самого определения брака, но были ещё и другие, не менее важные условия. Брачная дееспособность или способность вступать в брак определялась различными условиями, т.е. необходимостью наличности или отсутствия известных обстоятельств. Эти условия отличались значительным разнообразием, потому что они были вызваны различными соображениями: каноническими правилами, государственными соображениями, историческими причинами. Все условия можно было поделить на 3 группы по разным основаниям: по каноническому или гражданскому источнику, по инициативе опровержения брака, по последствиям отсутствия требуемых условий. Первые два основания представлялись вполне юридическими, но, по важности, предпочтение отдавалось третьему. Наличие или отсутствие определённых условий, судя по их свойствам, влекло за собой признание недействительности брака. Лица, брак которых со стороны духовного суда признавался недействительным, немедленно, по сношению епархиального начальства с местным гражданским, разлучались от дальнейшего сожительства. Разлученные на этом основании лица имели право вступать с другими лицами в новые браки. Из цели брака и его договорных элементов обнаруживалась необходимость брачного возраста, в пределах которого уже приобретается и еще не утрачивается половая способность и сознание совершаемого акта. С момента определения возможного возраста начинались разногласия. С одной стороны было возможно поощрить браки, чтобы искоренить внебрачные сношения, вредные для здоровья и нравственности молодежи, считаясь с хозяйственными требованиями рабочей силы в деревне. Но с другой стороны, если учитывать нравственные последствия брака для всей жизни обоих супругов, если признавать вредное физиологическое последствие раннего брака для недозрелых супругов,— следует настаивать на высокой норме. Жизнь, при условиях того времени высказывалась во втором смысле, и брачный возраст постепенно повышался как фактически, так и юридически. 19 июля 1830 года, законодатель именным указом, данным Св. Синоду установил начальный брачный возраст в 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, который и вошел в действующее в то время законодательство. Предельный брачный возраст был установлен в законодательстве для православных в 80 лет для мужчин и женщин. Для других вероисповеданий предельная норма была не установлена

Ответов - 5

Ольга Черкасова: Препятствия к вступлению в брак Самым важным и самым значимым препятствием к вступлению в новый брак было состояние в браке. Вступать в новый брак могли только холостые, вдовы или вдовцы или разведенные. Данное постановление имело государственное значение. Только расторжение предшествующего брака давало возможность вступить в новый брак. Также препятствием являлся духовный сан и монашество. Монашествующим и посвященным в епископы брак запрещался вообще. Это запрещение относилось также к католикам, как соответствующее взгляду католической церкви, которая считала препятствием к вступлению в брак ещё и обед целомудрия. Данное постановление не распространялось на протестантское духовенство. Как говорилось ранее, брак воспринимался как соглашение, в этом смысле брак не зависел от вероисповедания, но как таинство был невозможен между христианами и нехристианами. Поэтому различие в вероисповедании являлось препятствием к вступлению в брак. Для православных и католических вероисповеданий невозможными считались браки с нехристианами. Для лиц евангелического исповедания позволялся брак с евреями и магометанами, но не с язычниками. Браки католиков с лютеранами, которые допускались гражданским законодателем, нуждались в диспенсации папы или его представителя в России – митрополита. Браки православных со старообрядцами и сектантами по закону 17 апреля 1905 года были уравнены с браками между православными и инославными лицами. В некоторых случаях препятствием к вступлению в брак являлось наступление осуждения на безбрачие. Такое последствие могли повлечь за собой: расторжение брака из-за измены одного из супругов, вступление во второй брак при существовании первого, безвестное отсутствие более 5 лет. В последнем случае осуждение производилось только после появления безвестно отсутствовавшего, если он не предоставлял достаточных оправданий. Законом 24 мая 1904 года было отменено осуждение на безбрачие лиц, виновных нарушении супружеской верности, но, при повторной измене, после развода у виновного не было возможности вступить в новый брак. Но изданное вслед за данным законом разъяснительное определение Св. Синода лишило новый закон почти всякого практического значения. Священник был не вправе венчать разведенных после измены и виновных в ней в течение двух лет, безусловно, а после этого срока ещё в течение пяти лет только при удостоверенном со стороны священника раскаянии виновного. Ещё одним препятствием к браку в дореволюционной России было родство и свойство в близких степенях. Кровное родство есть отношение, которое устанавливается между лицами, происходящими одно от другого или от одного общего родственника.1 Свойство есть отношение, которое создается между одним супругом и родственниками другого или между родственниками других супругов.2 Основание запрещения брака между родственниками состояло в существовании полового отвращения, заложенное природой в виде инстинкта. Следовательно, закон признавал лишь физиологический факт. Но в истории было довольно много случаев заключения брака между родственниками. Ксеркс был женат на свое сестре Аттоссе, Кильмон вступил в брак с своей единокровной сестрой Эльминикой,3 брак между родственниками допускали египтяне, персы. В этом случае, если бы основание запрещения заключения брака между родственниками основывалось на историческом опыте, то в течение времени круг запрещённых браков увеличивался бы, но этот круг становится всё меньше и меньше. Более современные народы с каждым поколением сужают круг запрещённых браков. Но этот круг был шире при натуральном хозяйстве, когда под одной крышей жило множество кровных родственников. С этой стороны, основание запрещения заключения браков, основанных на кровном родстве, было самым правильным, потому что объяснение запрещения в этом случае сводилось к стремлению исключить половое влечение в кругу лиц, которые были вынуждены жить под одной крышей и вести общее хозяйство. В русском законодательстве того времени можно было встретить такое положение, что во всех христианских исповедях запрещается вступать в браки в степенях родства, возбраненных правилами той церкви, к которой принадлежат сочетающиеся лица. Указ Св. Синода 19 января 1810 года полностью разрешил все вопросы. Этим указом были запрещены браки между лицами, которые состояли в первых четырёх степенях кровного родства и двухродного свойства. Но кровное родство, как физиологический факт, не зависело от легальности его происхождения, поэтому незаконное родство должно было иметь равную силу с законным. Законы до последнего не признавали юридической связи между родителями и их детьми, рожденными вне брака. Однако следует признать, что не только с канонической точки зрения, но и с юридической, запрещение браков в законном родстве до четвертой степени включительно должно было быть распространено и на незаконное родство, так как этого требует общий смысл законов. На ряду с кровным родством признавалась духовное родство, которое было как отношение между лицами, создающееся от купели крещения. Указом Св. Синода 31 октября 1875 года духовное родство служило препятствие к вступлению в брак только между восприемником (кум) и матерью воспринятого (крещённого) в первом случае и между восприемницей (кумой) и отцом воспринятого (крещённого) во втором случае. И наконец, вместе с кровным и духовным родством существовало гражданское родство, которое устанавливалось фактом усыновления. Но гражданские законы обходили вопросы о допустимости брака между усыновителем и усыновлённой. Всё же практика сводилась к тому, что препятствия к вступлению в брак в гражданском родстве не было. Все перечисленные условия несли за собой недействительность брака, но вместе с ними и как противоположность им существовали причины, которые также могли послужить препятствиями к вступлению в брак. Во-первых, таким условием было согласие родителей на брак их детей. По закону было запрещено вступать в брак без согласия родителей или заменявших их опекунов и попечителей. Брак, заключённый без согласия сохранял свою силу, но по жалобе родителей провинившиеся дети могли быть подвергнуты тюремному заключению на срок от 4 до 8 месяцев, плюс к этому они могли лишиться права наследования по закону. Предоставление священнику письменного согласия родителей не требовалось. Необходимость разрешения не ограничивалась никаким возрастом. Во-вторых, таким условием, которое имело такое же значение что и первое, было разрешение начальства на вступление в брак. Лицам, состоявшим на военной и гражданской службе, запрещалось вступать в брак без разрешения на то их начальства, которое удостоверялось письменным согласием. Особые правила о разрешении начальства были установлены в 1876 году для лиц военного ведомства и вновь пересмотрены в 1901 году.4 Закон запрещал офицерам жениться ранее 23 лет, так как они не имели достаточного содержания и их брак мог привести к материальному положению, которое не соответствовало их офицерскому достоинству. В возрасте от 23 до 28 лет допускался брак только при условии, если офицер мог представить обеспечение в виде недвижимости или вклада; и только после 28 лет, когда предполагалось, что офицер достиг на службе положения, материально его обеспечивающего, тогда он мог жениться без условий. В-третьих, таким условием было родство и свойство. Заключение браков, совершенных вопреки установленным правилам, на степенях, от 5 до 7 включительно, составляло препятствие, которое устранялось с разрешения епархиального архиепископа.

Ольга Черкасова: Порядок регистрации брака В период Российской Империи регистрация брака называлась совершением брака. В Своде Законов Российских было отделение о совершении брака; том 10, часть первая, книга первая «О правах и обязанностях семейных», раздел первый «О союзе брачном», глава первая «О браке между лицами Православного исповедания», отделение второе «О совершении брака». В Российской Империи брак между лицами христианских вероисповеданий должен был происходить в форме церковного венчания, в противном случае брак мог быть недействительным. Православные лица, которые желали вступить в брак, должны были уведомить об этом священника своего прихода. Ему предоставлялись все данные о том, что препятствий к вступлению в брак не имеется. Согласно указу Св. Синода 27 ноября 1989 года, если у священника не возникало сомнения в том, что вступающие в брак достигли брачного возраста, то не было основания требовать представления метрических свидетельств жениха и невесты. Священнику должен был быть представлен паспорт или полицейское свидетельство для удостоверения личности жениха и невесты или для удостоверения священника в отсутствии брачных уз, связывающих жениха или невесту. От лиц, состоящих на гражданской или военной службе, священник был обязан потребовать письменное разрешения со стороны начальства на вступление в брак. Удостоверившись в отсутствии препятствий, священник делал троекратное оглашение в ближайшие воскресные и другие праздничные дни для того, чтобы каждый, кто знал о существовании препятствий, мог своевременно об этом заявить. Дальнейшей предупредительной мерой был так называемый «обыск». Но с течением времени он стал сводиться к удостоверению отсутствия препятствий к браку со стороны свидетелей, которое заносится в обыскную книгу за подписью вступающих в брак и свидетелей. Все приготовления завершались венчанием в церкви, при котором должны были присутствовать брачующиеся лично и не менее двух свидетелей. Венчание православных лиц вне церкви допускалось лишь в тех местах, где по сложившимся обстоятельствам венчание в церкви невозможно, например, в Сибири, где на огромном пространстве трудно было найти храм. Совершенный брак записывался в приходскую метрическую книгу, из которой выдавалась выпись. В том случае, если возникали сомнения о метрических актах, или если брак в них не был записан, то событие могло быть доказано. Доказательствами могли быть обыскная книга, исповедные росписи, гражданские документы, если из них было видно, что именуемые супругами признавались таковыми в присутственных местах и бесспорно пользовались правами, зависящими от законного супружества, наконец, следствие. Последнее должно включать в себя показания: причта, который венчал брак, бывших при браке свидетелей и вообще знающих о достоверности события брака. В числе доказательств, перечисляемых законом в дополнение метрической записи, опущено одно, имеющее важное значение,— это отметка в паспорте о совершении венчания.5 Браки между лицами всех христианских вероисповеданий должны были совершаться духовенством той церкви, принадлежали жених и невеста. Брак, совершаемый между православным лицом и лицом другого христианского исповедания, должен был совершаться только в православной церкви и мог быть, затем повторен по обряду церкви другого супруга. Обряд бракосочетания у лютеран должен был предпочтительно совершаться в церкви, но мог быть совершен и в частном доме. Относительно нехристиан было постановлено, что каждому племени и народу, не исключая и язычников, дозволялось вступать в брак по правилам их закона или по принятым обычаям, без участия в том гражданского начальства или христианского духовенства. Подводя итог, нужно сказать, что брак регулировался определённым разделом в Своде Законов Российских, но регистрировался не государством, а церковью. Брак заключался в виде венчания в церкви. Для процедуры заключения брака существовали особые условия и наряду с ними определённые препятствия. Условия для вступления в брак, определяемые законодательством Российской империи, проистекали из разных причин — юридических, физиологических, этических и религиозных. Отсутствие условий являлось препятствием для вступления в брак. ( С)

Олег Бахметев: Кто о чем, а я о наболевшем ГРАЖДАНСКИЙ РАЗВОД В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: Начиная со времен Древней Руси вопросы семьи и брака находились в юрисдикции Церкви. Существовали только церковная форма брака и церковный развод. Причем последнему Церковь и государство на протяжении веков пытались препятствовать. Так, в Законе от 1 января 1805 г. подчеркивалось, что развод - это учреждение, "кое с великими предосторожностями и в одних только нетерпимых, ясно доказанных случаях дозволяется". Однако именно развод был одним из актуальнейших вопросов в жизни российского общества XIX - начала XX в., требующих законодательного решения. Согласно статьям 45 и 46 части 1 тома X Свода законов Российской империи брак расторгался только церковным судом. Разводы знати с 1744 г. восходили на Высочайшее усмотрение, разводы остальных - в суды Духовных консисторий. Разводы супругов разных христианских исповеданий подлежали суду вероисповедания, священником которого был заключен брак. Однако 24 февраля 1832 г. Николаем I было утверждено Мнение Государственного Совета "О судебном ведомстве бракоразводных дел между лицами разных христианских исповеданий", согласно которому такие разводы были переданы духовным судам Русской православной церкви <1>. -------------------------------- <1> Полное собрание законов Российской империи. 1832 г. СПб., 1833. Т. 7. С. 98 - 99. В XIX в. государство активно вмешивалось в вопросы регулирования бракоразводного процесса. Теперь признавались следующие поводы к разводу: 1. Прелюбодеяние, как факт состоявшийся, совершенный сознательно и свободно. Согласно параграфу 253 Устава духовных консисторий виновный осуждался на вечное безбрачие и подвергался епитимье. Статья 1585 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (ред. 1885 г.) уточняла, что виновный "подвергается за сие по жалобе оскорбленного в чести своей супруга: заключению в монастыре, если в том месте есть монастыри его исповедания, или же в тюрьме на время от 4 до 8 месяцев". Согласно статье 359 Уголовного уложения 1903 г. состоявший в браке виновный в прелюбодеянии и вступивший с ним в прелюбодейную связь наказываются арестом от 1 дня до 6 месяцев. Оскорбленный супруг мог просить о разводе или о наказании виновного. Двоебрачие считалось квалифицированным прелюбодеянием и также являлось поводом к разводу. Согласно параграфам 214 и 216 Устава духовных консисторий последствием развода являлось запрещение вступать в новый брак навсегда. 2. Неспособность к брачному сожительству, если она оказалась прирожденной, добрачной или если со дня заключения брака прошло не менее 3 лет. 3. Безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет (статья 54 тома X Свода законов). 22 ноября 1883 г. Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета к безвестному отсутствию супруга были приравнены побег солдата со службы, пропажа без вести на войне и взятие неприятелем в плен <2>. -------------------------------- <2> Полное собрание законов Российской империи. 1883 г. СПб., 1884. Т. 3. N 1850. С. 462.


Олег Бахметев: Просящий развода супруг должен был доказать, что он не давал повода к оставлению себя супругом и не просил об этом. Для этого опрашивали родственников супругов и их соседей <3>. Последствием такого развода было осуждение виновного на вечное безбрачие. -------------------------------- <3> Свод законов Российской империи. Т. X. Ч. 1. Ст. 58; Устав духовных консисторий. СПб., 1883. Параграф 233. 4. Применение к одному из супругов в качестве наказания лишения всех прав состояния. Неосужденный супруг мог либо "просить духовное начальство о расторжении прежнего брака и о разрешении вступить в новый", либо последовать за осужденным супругом в ссылку (параграф 225 Устава духовных консисторий (ред. 1883 г.) и статья 27 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных). В конце XIX - начале XX в. одним из главных вопросов стало распределение обязанностей в определении поводов к разводу между государством и Церковью. Еще Петр I 12 апреля 1722 г., проводя разграничение юрисдикции светского и церковного суда, не упомянул как повод к разводу "мирскую смерть" - пострижение в монашество, хотя он был известен со времен Древней Руси <4>. Но дальше государство идти побоялось. В Своде законов Российской империи раздел о поводах к разводу был включен только в редакции 1857 г. После издания Указа от 17 апреля 1905 г. "Об укреплении начал веротерпимости" появилась еще одна проблема. Если раньше уход из православия запрещался, то теперь официально числившиеся православными могли переходить в свое фактическое вероисповедание. Иногда такой переход вызывал протест у супруга. Так, в сентябре 1905 г. на имя императрицы Александры Федоровны пришло прошение от Т.И. Клименко: "С 1880 г. я был женат на девице мещанке... Антонине Петровне (урожд. Монка), которая 27 июля сего года обратно перешла в римско-католическую веру, проживши в православной вере в браке со мной 25 лет... Покорнейше прошу... помогите мне теперь ради Господа моего в том, чтобы я опять имел дома не врага, а истинную, верную и любящую жену, как это было до 17 апреля с.г., с переходом которой в католичество ныне между нами произошел полный разрыв союза и любви" <5>. Духовное ведомство стало разрабатывать проект об увеличении поводов к разводу. Анализ отзывов архиереев в 1905 г., проведенный Е.В. Беляковой, показал, что "в большинстве из них говорилось о необходимости создания сводов законов для церковного суда..." <6>. В Предсоборном присутствии был создан III отдел об организации церковного суда и пересмотре законов по делам брачным вообще и о смешанных браках, результатом работы которого стал проект Церковного судебника. Согласно статье 4 снова церковно-судебной власти должны были быть подсудны дела о расторжении браков и о признании браков незаконными и недействительными <7>. Реформирования церковных судов опять не последовало. -------------------------------- <4> Высочайшая резолюция на докладные пункты Синода от 12 апреля 1722 г. "О предметах, подлежащих светскому суду и Синоду..." // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 6. N 3963. <5> Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 2. Д. 75. Л. 44. <6> Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. С. 109. <7> Комиссия Высочайше утвержденного Предсоборного совещания при Святейшем Синоде. Церковный судебник. Б/м., б/г. Книга I. С. 2.

Олег Бахметев: Определением Святейшего Синода от 28 февраля 1907 г. было образовано Особое совещание для обсуждения и выработки проекта положения о поводах к разводу. Оно имело 8 заседаний в марте - апреле 1907 г. и опубликовало "Проект положения о поводах к разводу", в котором намечался ряд нововведений. Например, более широкое понимание "неспособности к брачному сожительству" - если раньше это была добрачная неспособность к совершению полового акта, то теперь - неспособность к деторождению; сокращение срока развода при безвестном отсутствии супруга с 5 до 3 лет (кроме жен, пропавших без вести на войне); появление новых поводов к разводу - по причине душевной болезни одного из супругов, заражения сифилисом, дурного или жестокого обращения между супругами, намеренного оставления одного супруга другим, уклонения одного из супругов от православия. Среди специалистов началась дискуссия. С критикой проекта выступил Н.С. Суворов. Базой для разработки такого проекта он считал "перечисление бракоразводных дел из ведомства церковного суда в область светского суда" <8>. Защищал проект Н.А. Заозерский: "Проект так отвечает назревшим потребностям времени, что кроме приветствия ничего не заслуживает и возбуждает желание скорейшего утверждения законодательным порядком" <9>. Однако вплоть до 1917 г. в этом вопросе сохранилась старая система. -------------------------------- <8> Суворов Н.С. Замечания на "Проект положения о поводах к разводу, составленный Особым совещанием при Святейшем Синоде". М., 1908. С. 49 - 50. <9> Заозерский Н.А. К вопросу о злонамеренном оставлении одним супругом другого как основании расторжения брака (по поводу книги Н.С. Суворова "Замечания на "Проект положений о поводах к разводу"). Сергиев Посад, 1908. С. 1. Таким образом, во второй половине XIX - начале XX в. наблюдался процесс выделения из церковного права новой отрасли права - семейного права. Однако в связи со сращиванием государственных и церковных структур Российской империи серьезной демократизации семейного законодательства не произошло. Гражданский развод не был введен вплоть до конца 1917 г. Вопрос введения в России гражданского брака и развода был одним из ключевых в правовом регулировании взаимоотношений государства и личности, являясь одним из важнейших критериев определения социального статуса гражданина и свободы его изменения. Гражданский развод был введен большевиками 19 декабря 1917 г. и был воспринят российскими гражданами абсолютно спокойно.



полная версия страницы