Форум » Библиотека » Реклама во второй половине XIX в. » Ответить

Реклама во второй половине XIX в.

Наталья Муромцева: Отмена крепостного права в 1861 году стала для частного предпринимательства России настоящей революцией. По темпам экономического развития Россия стала обгонять другие страны. Развитие предпринимательства вызвало рост конкуренции, а он в свою очередь - необходимость рекламировать предлагаемый товар или услугу. Конечно, реклама в России существовала и раньше, но промышленный переворот привнёс в нее много нового. Успешному развитию рекламы в этот период способствовал быстрый рост городов, развитие городских средств сообщения, выпуск промышленных товаров, которые были рассчитаны на разные слои населения. По «Временным правилам о печати» 1865 года частные периодические издания получили право печатать платные объявления, и реклама появилась в большинстве издававшихся газет и журналов. Такие издания, как «Голос», «Петербургский листок», «Московский листок» ориентировались на широкую читательскую аудиторию. Наибольшее количество рекламных объявлений выходило в газете «Новое время». На страницах иллюстрированного литературного журнала «Нива» также присутствовала реклама товаров. «Нива» была журналом для семейного чтения, поэтому отвлекать читателей рекламной информацией на вкладках считалось неуместным, и реклама была сосредоточена на первой и двух последних полосах, которые печатались на специальной зеленой бумаге. Адресованная женщинам реклама в «Ниве» составляла половину от общего количества. В столичном Петербурге появились журналы с рекламой – «Торговля», «Торговля и жизнь», «Деловой бизнесмен». В Москве начала издаваться газета «Комиссионер» и другие издания, которые витиевато и многословно рекламировали товары и услуги. Реклама конца XIX века изобиловала рисованными изображениями на газетных полосах, украшалась виньетками и рисунками ради привлечения читательского внимания. Объявлениями в газетах и журналах пользовались самые разные слои населения. Основными потребителями рекламы в дореволюционной России были мужчины, что связано с особенностями семейного уклада россиян; но в конце XIX века появилась реклама, направленная на женскую аудиторию. В женской рекламе главным было наличие красивого визуального ряда, что диктовалось эмоциональным восприятием рекламы женщинами. Расходы на продовольствие составляли у россиян одну из главных статей в семейном бюджете. В СМИ рекламировались, к слову сказать, не все продукты, так как подобную функцию выполняла витринная реклама. Часто в рекламных объявлениях просто перечислялась продукция: « Сезонные закуски: сельди, балык, икра, сыр, консервы и прочие гастрономические товары для кухни и стола. Табак, папиросы, гаванские и другие сигареты, шоколадные конфеты и десерт. Разные бакалейные, кондитерские, табачные товары. Чай, сахар, крупчатка разных мельниц, прессованные дрожжи». Перечисленные товары имели широкий спрос у населения. Из алкогольных напитков россияне активно потребляли водку, наливки, вина и коньяк. В рекламе подобного товара особенно преуспело Товариществ «Шустовъ», их реклама была очень агрессивной. Вот пример такой рекламы: «Запомните, что несравненная рябиновая Шустова есть в настоящий момент последнее слово водочного производства. Не забудьте же 6 рюмок несравненной рябиновой Шустова при каждом завтраке, обеде и ужине…». До Шустова реклама обращалась к обществу с позиции просителя, он же учил покупателей требовать. И всё это печаталось не в какой-нибудь бульварной прессе, а в самых главных печатных органах. Шустов первым догадался покупать обложку популярного журнала и помещать на ней, прямо под названием, свой логотип. Россияне традиционно любили сладости и кондитерские изделия. Разнообразие ассортимента и высокое качество продукции, а также их яркая и оригинальная упаковка и реклама неизменно привлекали покупателей к продукции Товарищества « Абрикосова Сыновей». Мода на курение в середине XIX века распространилась даже среди женщин. В самом конце XIX века курили папиросы, сигары, «кручёнки». Реклама табаки и табачных изделий призывала россиян покупать папиросы «Царские», «Сенаторские», «Баронские», «Княжеские», «Заря», «Бабочка», «Роза», «Небывалые», «Фру-фру» и др. Для хранения их приобретались портсигары, некоторые, например, фирмы К.Фаберже, были настоящими произведениями искусства. Второй по значимости статьёй расходов в семейном бюджете была забота о своём внешнем виде. Модниц и модников в России всегда было предостаточно. И для мужчин, и для женщин рекламировали готовое платье и модные галантерейные товары, ткани, обувь (особенно популярны были галоши!), шляпки, шапки и фуражки, дорожные вещи, мануфактурные товары. Журналы сообщали, что лучшие магазины платья в Петербурге принадлежат господам Жульен-Бастиду, Дюбуа-Делилю, разнообразием товаров могли похвастаться Лионский и Английский магазины. Не хуже иностранных отечественные товары в Гостином Дворе, в лавках Масленникова, Меншуткина и Погребова. Для того, чтобы купленная или пошитая у модистки одежда «сидела» на дамах хорошо, они приобретали широко разрекламированный «удобный» корсет Пабста. Чтобы подчеркнуть свою природную красоту или скрыть отсутствие её, женщины в России, как и во всём мире, пользовались косметикой. Главным доводом в пользу косметического средства было быстрое и без усилий получение красоты, и реклама в СМИ учитывала это. Россиянки особенно любили румяна, которые продавались в виде порошков и помад, а также «листовые румяна». Журнал «Воскресный досуг» в 1864 году рекомендовал дамам вместо вредных цинковых белил пользоваться румянами на основе талька, такими, как «Blanc francais» и «Eau de perles». Покупали также различные кремы (для омоложения, смягчения, устранения недостатков кожи и др.), саше, масла для ванн, помады и жидкости для волос, туалетные воды и ароматные уксусы. Реклама подобного товара заполняла страницы газет и журналов, поэтому журнал «Модный магазин» советовал модницам не обольщаться слишком яркой и многообещающей рекламой: «Чудесные свойства их, ежедневно прославляемые на последних страницах газет, большей частью принадлежат к области фантазии». Журнал «Модный магазин» поместил рекламу новомодного приспособления для распыления ароматов: «В русском косметическом магазине на Невском проспекте против Гостиного двора продаётся машинка для распрыскивания духов…». Спрос на косметику и парфюмерию в XIX веке был огромный. Продукция парфюмерно-косметических фирм Альфонса Ралле, Альфонса Сиу, Генриха Брокара, Александра Остроумова пользовалась наибольшей популярностью. Денег на рекламу не жалели. Со страниц журналов и газет дамы узнавали о средствах по уходу за волосами, так как волосы как были, так и остались важной составляющей женской красы, равно как и бюст. Поэтому женщины приобретали не только средства личной гигиены, но и средства для увеличения груди. В ту пору наивные женщины верили, что грудь можно увеличить с помощью таблеток, и покупали эти таблетки, поэтому рекламы средств для увеличения груди в СМИ очень много. Лекарства и лечебные средства россияне покупали в аптеках. Например, в Москве предлагали свои услуги Аптекарский магазин Иосифа Матвеевича Бутвида и Аптекарский и парфюмерный магазин Д.Е.Шлезингера. Реклама аптек регулярно появлялась в СМИ. Кроме лекарств, рекламировали средства против прыщей, веснушек и потливости. Для создания уютной обстановки в доме наиболее обеспеченное население России приобретало мебель, домашние приборы. Мебельные магазины предлагали, согласно рекламному тексту, большой выбор венской и мягкой мебели, английских и других кроватей, а также матрасов, зеркал и умывальников (можно было купить как готовые изделия, так и заказать). При магазинах имелись мастерская столярной, обойной и драпировочной работы. Воодушевившись рекламой, россияне покупали велосипеды («Велосипеды Дюркоппа. Впереди всех! Дешевле всех!»), фонографы, фотоаппараты, пишущие машины американской фирмы «Мэнсон». Фирмы «Пфафф»и «Зингер» предлагали женщинам швейные машины. Стоимость такой машинки составляла 23 рубля ручная и 38 рублей ножная. Для облегчения стирки хозяйкам советовали купить стиральные машины. Реклама стиральных машин «Матадор» сопровождалась иллюстрацией с изображением женщин за работой, которая явно приносила им удовольствие. В другой рекламе некий г-н Просвиркин спрашивает: «Как стирать руками или патентованной стиральной машиной «Парамойка». Для мужчин, увлекающихся охотой, еженедельник «Вокруг света» на обложке рекламировал одноствольное ружьё, пистолеты «Тревога» и браунинг производства Ижевского оружейного завода. Для любителей спорта рекламировались коньки, приготовленные к сезону в фирменном магазине стальных изделий в Москве. Жители России второй половины 19 века могли воспользоваться большим количеством предлагаемых им услуг, реклама которых размещалась в СМИ. Рекламировали свою деятельность петербургские учреждения: "Контора театральной дирекции... приглашает желающих абонировать свободные ложи и кресла". Бытовала реклама женского досуга и услуг для дам («Дамский закройщик Пехаровский»; «В конно-заводском собрании проводятся семейные дамские вечера…имеются рояль, самовар и чай»; «В цирке состоится дамское представление» и т.п.). В журнале «Нива» и других изданиях было много объявлений колдунов и магов - докторов египетских таинственных наук, которые занимались черной магией. Причины, по которым россияне пользовались подобными услугами, стары как мир – любовь, удача, здоровье, бизнес… Газеты призывали приобрести или арендовать недвижимость (это могла быть дача, усадьба, дом). Предлагались услуги медиков, гувернёров, компаньонок, прачек, горничных, кухарок, поваров, дворников, лакеев, швейцаров, кучеров и модисток. Россияне активно пользовались услугами студентов и опытных преподавателей, готовых помочь в подготовке к учебным занятиям или к экзаменам. Подобные услуги постоянно рекламировались в СМИ. Кроме того, требовались учителя танцев и музыки для подрастающего поколения. По рекламным объявлениям жители России также находили специалистов в области юриспруденции, машинисток, инженеров, механиков, садовников. Праздники в России, особенно новогодние, всегда отмечали с размахом, и не скупились на подарки для родных и близких. Если судить по рекламе второй половины 19 века, в качестве подарков, особенно в дни праздничных распродаж, предлагались и, соответственно, приобретались самые разные предметы. Это изделия из серебра и золота, часы, книги, игрушки для детей; а музыкальные магазины предлагали даже рояли, скрипки и мандолины. К Рождеству покупателям предлагали ёлочные украшения, маски, серпантин и конфетти, комнатный фейерверки. Столичные газеты рекламировали и игрушки для взрослых, такие как «Свинья для надувания», «Умирающий чёрт», «Летающая колбаса», «Трансваальские бомбы». Коллекционеры могли заказать новые экспонаты для своих коллекций (например, бабочек со всего света, японские шахматы). В периодике того времени рекламировались не только товары и услуги. Россияне могли ознакомиться с репертуаром печатной продукции. «На страницах периодических изданий размещалось огромное количество рекламы печатной продукции, газет, журналов, в том числе стали появляться рекламы специализированных журналов для женщин, например, «Женские новости». Вообще же, количество издаваемых журналов и газет постоянно увеличивалось, и они также нуждались в рекламе, чтобы найти своего читателя. В газете «Новое время» (Петербург) на первой странице всегда рекламировалась продукция книгоиздательства А.С.Суворина. О книжных новинках, вышедших в университетской типографии Московского университета, москвичам сообщали «Московские ведомости».

Ответов - 1

Софья Долманова: В тему



полная версия страницы