Форум » Библиотека » Традиции рукописных альбомов в России » Ответить

Традиции рукописных альбомов в России

Наталья Муромцева: Традиции рукописных альбомов пришли в Россию в середине XVIII века из Западной Европы, главным образом из Франции и Германии. Наибольшее влияние на формирование русской альбомной традиции оказали немецкие рукописные альбомы. Тогдашний альбом имел очень торжественный и солидный вид: большого размера, с переплетом из обтянутых кожей досок, украшенных тиснением, с крупными бронзовыми застежками. Такие альбомы были лицом семьи – на первой странице рядом с именем владельца было принято изображать семейный герб и девиз. В альбомы записывали стихи популярных авторов и собственные сочинения, а также торжественные посвящения и цитаты из известных произведений. Первоначально изготовлением альбом занимались преимущественно мужчины, но впоследствии традиция ведения альбомов закрепилась за женщинами. Альбом очень скоро стал непременным спутником юных барышень и важным элементом домашней, семейной культуры. В начале XIX века в моду вошли небольшие, изящно украшены альбомы, легко помещавшиеся в дамской сумочке. Эпоха сентиментализма повлияла как на содержание альбома, так и на его оформление. В альбомных рисунках первой трети 19 в. можно обнаружить символические образы, характерные для элегической поэзии: амуры, цветы, пылающие сердца, пейзажи при луне, руины, урны и надгробия. Между листами альбома вкладывали засушенные цветы и пряди волос (!). Произведения, которые записывали в альбомы, были в основном стихотворными: элегии, мадригалы, романсы, как известных поэтов, так и анонимных авторов. Но встречались и вырезки из журналов, прозаические отрывки. В этот период оформились строгие правила оформления альбомов. Первую страницу оставляли незаполненной, так как существовало поверие, что с открывшим ее человеком может случиться несчастье. В начале альбома писали родители и старшие, дальше- подруги и знакомые, последний лист отводился для самых нежных записей- считалось, что тут пишут те, кто больше всех любит владелицу альбома. Пик расцвета альбомов пришелся на 1820-1830 –е годы, когда альбом из способа внутрисемейного творчества превратился в модный факт светской культуры. Альбом в бархатной обложке должен был демонстрировать утонченный художественный вкус владелицы. Альбомы превращались в настоящие коллекции автографов известных литераторов и набросков популярных живописцев. Владение искусством писать стихотворные экспромты и набрасывать рисунки стало одним из необходимых навыков светского человека. Со временем расширялось и видовое разнообразие альбомов: они различались по содержанию (альбомы с рисунками, автографами, различными художественными текстами); по функциональной направленности (дружеский интимный альбом, парадный светский альбом, салонные и пансионерские альбомы). Конечно, автографы известных людей были у немногих. Важным фактором был культурный уровень среды, в котором составлялся альбом, а также происхождение и социальная принадлежность владельца. Большая распространенность альбом способствовала тому, что наряду с элитарным типом альбомов, характерным для великосветской среды, в провинции и более низких социальных группах существовал усредненный массовый альбом. Первый тип был уникальным по оформлению, в нем преобладали оригинальные сочинения, а второй тип отличался стереотипностью наполнения. С конца 1840-х годов началось медленно угасание элитарной альбомной традиции – салонная культура, выступавшая на протяжении нескольких десятилетий её хранительницей, постепенно изживала себя. Альбом перестал восприниматься как обязательный элемент домашнего культурного обихода. Кратковременное возрождение литературные альбомы переживали на рубеже 19 и 20 вв. , когда под влиянием модных в тот период увлечений ретроспекцией и поэтизацией прошлого стала возобновляться традиция литературных кружков и салонов. Однако составление альбомов в этот период оставалось увлечением узкого круга творческого бомонда и не получило широкого распространения. По материалам статьи А. Чекановой «Альбомы милые, преданья старины…» (журнал «Родина». - 2003.- №4. - С.102-104).

Ответов - 0



полная версия страницы