Форум » Библиотека » Гимназическое образование в XIX веке » Ответить

Гимназическое образование в XIX веке

Наталья Муромцева: В начале XIX века в России были введены учебные округа и гимназии стали открываться повсеместно. В 1803 году Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию. 1. Устав 1804 года По этому Уставу целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Учителя делились на старших и младших, за учителями и учениками следил директор. Были запрещены телесные и нравственные наказания. Изучались математика, история, география, статистика, философия, изящные науки, политэкономия, естественная история, технология, коммерческие науки, латинский язык, французский язык, немецкий язык, рисование. В 1805 году при гимназии был открыт пансион для дворянских детей, чьи семьи жили в городе, где была расположена гимназия. Содержание данного Устава многих не устраивало. Во-первых, дворяне не хотели, чтобы их дети учились вместе с разночинцами, во-вторых, изучение предметов было поверхностным, т.к. не существовало хорошо подготовленных учителей и программа обучения была еще не освоена. Вследствие этого в 1811 году была проведена следующая реформа. 2. Реформа 1811 года Реформа была проведена по указанию министра Народного Просвещения графа С.С. Уварова. В ходе реформы был введен Закон Божий, отечественный язык (русский), логика, исключены политэкономия, мифология, коммерческие науки, эстетика, философия. Основной целью гимназии стала подготовка к поступлению в университеты. В 1819 году для всех гимназий России был введен единый учебный план, который практически свел на нет реформу 1804 года. Был установлен сословный прием и телесные наказания, значительная роль стала отводиться религии. Обучение длилось семь лет. Учебный план содержал следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык с церковно-славянским и словесность, греческий язык, латинский язык, немецкий язык, французский язык, география, история, статистика, логика, риторика, математика, статика и начало механики, физика и естественная история, рисование. 3. Устав 1828 года Направление новых реформ объявил новый министр просвещения А.С. Шишков. "Обучать грамоте весь народ или несоразмерное число оного количеству людей, принесло бы более вреда, чем пользы". Уже в 1825 году с высочайшего утверждения было приказано: • науки политические исключить • число уроков, назначаемых для изучения риторики и поэзии уменьшить • выбор тем для сочинений не предоставлять выбору учителей • списки учащихся в гимназии предоставить в полицию • все предметы преподавать на русском языке В результате составили новый устав, согласно которому гимназии должны были в своем обучении преследовать такие цели, как подготовка к поступлению в университеты и уклон на общее воспитание и образование. Обучение длилось семь лет. Причем три года у всех гимназий обучение проходило по общей программе, а начиная с четвертого, гимназии делились на обучающих греческому языку и не обучающих ему. Обучение с греческим языком было оставлено только в гимназиях при университетах. В остальных гимназиях он был исключен, из-за невозможности найти хороших преподавателей, т.к. греческий язык считался роскошью, в то время как французский язык считался необходимостью. Уроки полагались полуторачасовые. Основными предметами считались древние языки и математика. Преподавали также географию, историю, российскую словесность, физику, немецкий и французский языки. Для дисциплинарного воздействия на учеников введены "телесные наказания" - розги; увеличена плата за обучение; в 2,5 раза увеличены оклады преподавателей; выпускники гимназий могли занимать места служащих высшего разряда, а окончившие гимназию с греческим языком зачислялись в должности сразу же по вступлении на службу. Согласно уставу были введены должности директора, находившегося во главе гимназии, инспектора, наблюдавшего за порядком в классах и ведшего хозяйство, почетного попечителя, надзиравшего вместе с директором за гимназией. Были созданы Педагогические Советы, образованные из преподавателей, для руководства учебной и воспитательной работой. При Николае I была введена форма для гимназистов: "Сюртук синий однобортный с белыми медными пуговицами, воротник малиновый, с погончиками на плечах, панталоны синие поверх сапог, фуражка синяя солдатская с малиновым околышем" - для разночинцев. Для благородных гимназистов полагался "университетский мундир с треугольной шляпой, но без шпаги". В 1837 году была установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии. Введен аттестат - документ, выдаваемый при окончании гимназии. В 1846 году введена пятибалльная система, успехи, поведение, прилежание и способности учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Однако при переводе из класса в класс поведение не учитывалось. Получившие при экзаменах баллы 4 или 5 подлежали награждению книгами и похвальными грамотами. Постоянные изменения в учебном плане меняли список изучаемых предметов: в 1844 году исключена статистика, в 1845 году исключены начертательная и аналитическая геометрии и введено законоведение, в 1847 году исключена логика. Прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворян стал уменьшаться. Для увеличения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения было сделано значительное увеличение платы за обучение. Все это вызвало и пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: прекратили преподавать статистику, логику, резко сократили число часов на математику, древние языки. Сокращение древних языков казалось правительству необходимым в связи с вредными влияниями вспыхнувшей в Германии в 1848 году революции. Греческий язык был исключен из учебных планов. 4. Реформа 1849 года Курс стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса, все учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделение. Первое готовило для чиновной службы, второе - для поступления в университет. В 1852 году изменяются учебные планы гимназии: греческий язык оставляется лишь в 9 гимназиях из 69, исключается логика, уменьшается объем преподавания математики, увеличивается плата за обучение. Вводилось награждение золотой и серебряной медалью, награжденные ими получали звание «Почетного гражданина». 30 мая 1858 года утверждено Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения. Они стали открываться в крупнейших городах России, и к 1874 году их было 189. Женские гимназии имели семилетний курс обучения, и по окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы. Впоследствии выпускницы женских гимназий могли без экзаменов поступать на высшие женские курсы. Наиболее известными в России считались Московская женская гимназия З.Д. Перепелкиной, Царскосельская Мариинская женская гимназия, Московские женские гимназии А.С. Алферовой и Л.Ф. Ржевской. Комиссия Министерства в 1878 году предложила уменьшить курс обучения в женских гимназиях, утверждая в заключении, что "женское образование должно ограничиваться такими предметами, которые не отклоняют учениц от главного назначения,... и сохраняют женские качества, украшающие семейный очаг". 5. Устав 1864 года В 1864 году был введен новый Устав и гимназии стали делиться на классические и реальные, первые в свою очередь подразделялись на обучение с одним древним языком и с двумя древними языками. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета. Была провозглашена всесословность гимназии. Телесные наказания были категорически отменены. Обучение в гимназии длилось семь лет, в прогимназии - четыре года. Урок длился 75 минут, а с 27 сентября 1865 года - 60 минут. В число предметов введены были гимнастика и пение, изучение законоведения прекратилось. В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешаются литературные беседы и спектакли, при гимназиях открывают воскресные школы. Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ для всех гимназий России. Циркуляром от 21 сентября 1866 года оговорено ужесточение экзаменов. 6. Устав 1871 года Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет (седьмой класс был двухгодичным). Согласно новому уставу основное значение придавалось изучению древних языков; исключалась естественная история; космография заменялась математической географией; шло уменьшение числа часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Вновь вводилась логика. Была введена система классных наставников; на преподавателей были возложены воспитательные функции; одному преподавателю разрешалось вести разные предметы; директор и инспектор должны были вести предметные уроки в классах. В последующие годы устав 1871 года дополнился новыми пунктами, так, в 1874 году - было разрешено поступать на военную службу после окончания шести классов гимназии; в 1887 году - повышена плата за обучение; введено ограничение по приему в гимназию низшего сословия. С 1875 года гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.). Специальный циркуляр 1887 года ограничил прием в гимназии детей низшего сословия, за исключением "одаренных необыкновенными способностями".

Ответов - 1

Родион Елагин: Погодин Михаил Петрович; Пущин Иван Иванович Гимназисты, кадеты, лицеисты, смолянки. Образование в царской России Царскосельский Лицей, Пажеский Корпус, Смольный институт, другие легендарные учебные заведения России подготовили множество замечательных писателей и поэтов, художников и ученых, генералов и адмиралов, принесших России мировую славу... Авторы воспоминаний, включенных в книгу, рассказывают о гимназическом, кадетском, институтском образовании в дореволюционной России. Среди них - декабрист Иван Пущин и камер-паж Петр Дараган, художник Дмитрий Кардовский и революционерка Вера Фигнер, философ, князь Евгений Трубецкой и хирург Владимир Оппель. Яркие воспоминания бывших учеников погрузят в атмосферу ушедшей эпохи, откроют секреты мастерства знаменитых преподавателей, позволят заглянуть в жизнь дореволюционных гимназий, институтов и военных корпусов. Например, в Симбирскую гимназию, где учился Владимир Ленин, Казанский институт благородных девиц, Морской Кадетский корпус и еще в пятнадцать учебных заведений, часть которых существует и сегодня.



полная версия страницы