Форум » Библиотека » И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле... » Ответить

И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле...

Ксения Ларионова: Царскосельская железная дорога — первая железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1851 Николаевской железной дороги — единственная в стране, 6-я в мире). Построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском. Указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. Строительство началось 1 мая 1836. Открыта дорога 30 октября (11 ноября) 1837 года. Проезд Императора Николая I по Царскосельской железной дороге в 1837 г. Строительством руководил австрийский и чешский инженер Франц Герстнер. Он был командирован на Урал для изучения условий сбыта продукции горных заводов и обзора местных путей сообщения. По возвращении в Петербург он предоставил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России, в том числе и Петербурго-Московской магистрали. После рассмотрения технических и экономических аспектов строительства таких дорог специальным комитетом, Герстнеру была выдана привилегия на постройку Царскосельской железной дороги (Петербург-Царское Село-Павловск). Предприимчивый инженер решил сделать Павловский вокзал центром для увеселительных прогулок, всевозможных зрелищ. С этой целью для Павловска были заказаны фонтаны и оборудование к ним, проведены переговоры об изготовлении для станции Павловск «большого музыкального инструмента». Труды Герстнера не пропали даром, со временем Павловский вокзал стал одним из лучших концертных учреждений России. Здесь выступали знаменитые дирижеры, вокалисты. На вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с большим успехом выступал Иоганн Штраус. При этом комитет отметил, что вопрос о строительстве других железных дорог будет решен «не прежде как по окончании дороги... и по дознанию на опыте пользы таковых дорог для государства, публики и акционеров». Средства для выполнения работ (3 млн. рублей) были собраны по подписке в течение шести месяцев и шести дней. К весне 1836 года все было подготовлено для начала работ. Насыпь начали возводить 9 мая 1836 г. Всю трассу, за исключением местности, прилегающей к Петербургу, которая не была приобретена обществом, распределили на участки, отданные подрядчикам и артелям в 30-40 чел. Техническое руководство строительством осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже выполняли подобные работы на железных дорогах Англии. Стройку охраняли 30 смотрителей и столько же солдат и сторожей. Всего в период наиболее интенсивного строительства насыпи на трассе работало до 1800 чел. Во второй половине лета к ним присоединилось 1400 солдат, снятых с Красносельских лагерей. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки. Решая многие технические вопросы, связанные с выбором оборудования и подвижного состава, Герстнер думал и о привлечении пассажиров будущей Царскосельской линии. Предприимчивый инженер решил сделать Павловский вокзал центром для увеселительных прогулок, всевозможных зрелищ. С этой целью для Павловска были заказаны фонтаны и оборудование к ним, проведены переговоры об изготовлении для станции Павловск «большого музыкального инструмента». Труды Герстнера не пропали даром, со временем Павловский вокзал стал одним из лучших концертных учреждений России. Здесь выступали знаменитые дирижеры, вокалисты. На вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с большим успехом выступал Иоганн Штраус. Строительный сезон 1836 г. заканчивался. Но земляные работы не были завершены. Их предполагалось закончить в следующем году. Стало ясно, что сквозного движения между Петербургом и Павловском к намеченному сроку, 1 октября, не открыть. Чтобы хоть как-то спасти положение, а заодно свою репутацию, строитель линии решил открыть движение на готовом к эксплуатации небольшом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты). Открытие движения между Царским Селом и Павловском было назначено на 27 сентября. Так как заказанные паровозы еще не поступили, решили использовать конную тягу. Сотни жителей Павловска и Царского Села, а также приехавшая из Петербурга публика в назначенное время собрались в Павловском парке. По приглашению Герстнера экипажи наполнились любопытными зрителями и пустились по дороге во всю «конскую прыть». Весь путь в 3,5 версты лошади с составом пробегали за 15 мин. Вот как рассказывает об одной из таких поездок Е.А.Карамзина своему сыну Андрею Карамзину 29 сентября 1836 года: «... в воскресенье все - от двора до последнего простолюдина -отправились смотреть пробу паровых карет на дороге в Павловск. ...Подъехали все четыре повозки, разделенные на два состава - в каждом по одной закрытой и по одной открытой, составляющие одно целое; пара не было, каждый состав тащили две лошади, запряженные одна за другой, гусем, в каждом составе помещалось около ста человек, лошади шли галопом. Проба эта была устроена для того, чтобы показать удобство и легкость такого способа передвижения; говорят, что к середине октября все будет готово, и кареты будут уже ходить паром, это очень интересно.» 3 ноября на железную дорогу был доставлен из Англии первый паровоз, а 6 ноября этот паровоз был обкатан на перегоне Царское Село — Павловск. Вагоны скорее напоминали повозки разных видов и назывались соответственно — «шарабаны», «берлины», «дилижансы». Всего к открытию дороги в Россию поступили 6 паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов, закупленных у Англии и Бельгии. Паровозы создавались на основе использовавшихся тогда в Европе типов паровозов, но в конструкцию вносились изменения, связанные с увеличенной шириной колеи. По требованию Герстнера, паровозы должны были иметь мощность в 40 лошадиных сил и быть в состоянии везти несколько вагонов с тремястами пассажирами со скоростью 40 вёрст в час. На пятницу 6 ноября были назначены первые поездки с паровозной тягой. К этому времени в вагонных и паровозных депо, находившихся близ Царского Села (в сторону Петербурга), уже был собран весь прибывший на дорогу подвижной состав. В полдень около стоявшего на станционных путях поезда был отслужен молебен и поезд, вагоны которого заполнили многочисленные пассажиры, отправился в Павловск. «...Не можем изобразить, как величественно сей грозный исполин, пыша пламенем, дымом и кипящими брызгами, двинулся вперед... Стоявшие по сторонам дороги зрители изумлялись, видя величественное, ровное, легкое, притом скорое движение машины...» Поездки были бесплатными, желающих находилось много и поэтому в каждый вагон набивалось до 50 чел. Толпы людей стояли вдоль пути, большую скорость развивать было опасно, и паровозы водили поезда со скоростью 20-24 версты в час. Торжественное открытие движения на участке Санкт-Петербург — Царское Село состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. Машинистом первого поезда, который состоял из паровоза «Проворный» и восьми вагонов стал сам Герстнер. Члены Правления дороги пригласили на открытие первой в России железной дороги императора Николая I и других почётных гостей. Пассажиры заняли свои места, и в 2 часа 30 минут пополудни поезд, управляемый Ф. А. Герстнером, плавно отошёл от перрона. Люди, провожавшие первый поезд, были буквально потрясены. Через 35 минут под громкие аплодисменты встречавших и крики «Ура!» первый поезд прибыл на станцию Царское село. Здесь в двух больших залах приехавших ожидали накрытые столы, состоялся торжественный банкет. Поезд в Царском Селе. Литография 1837 года Постоянное расписание движения для пяти пар поездов в сутки впервые было введено 15 мая 1838 года: * Начало движения — 9 часов. * Окончание движения — 22 часа. * Интервал между поездами — 3…4 часа. Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, движение было построено так: Поезда с конечных станций отправлялись одновременно, и пройдя половину пути, расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Время поездки было равно 42 минутам, средняя скорость движения — 32 км/час. Открытие железной дороги вызвало небывалый резонанс в обществе. Всюду, на плакатах, в газетах и даже на конфетах появились изображения паровозов. На сцене Александринского театра давали водевиль "Поездка в Царское Село", в котором главная роль была отведена паровозу. Отсюда

Ответов - 1

Софья Долманова: в продолжение темы Расскажите, деда! Слышал много, А не знал, какой она была. Первая железная дорога, С Питера до Царского Села?" "Правда, внучек, — первая в России... Только поначалу не для нас. Помню, дед мой в годы молодые Видел это чудо — и не раз. В страхе были от него старушки, Но весьма одобрил высший свет. (Жаль, что Александр Сергеич Пушкин Так и не успел купить билет!) На платформы ставили коляски, Отпрягая рослых лошадей, И по рельсам, без толчков и тряски, Мчался поезд — кошки не быстрей. Все дышали копотью угарной И чихали истово, до слез. Впереди с трубою самоварной Сыпал искры низкий паровоз. Мужики смотрели вслед, суровы, Думали: никак, пришла беда! Разбегались в ужасе коровы, Куры разлетались кто куда. Подавило и людей немало... Все же поезд, шептунам назло, То ль за час, а то ль за два, бывало, Приплетался в Царское Село. Но не все для этого веселья Забывали дом свой и дела. Бабушка Арсеньева с Мишеля Клятву нерушимую взяла, Чтобы на проклятую машину Не садился, модою прельстясь, — Пусть уж там себе ломает спину Щеголь, расфуфыренный, что князь! И, опередив давно вагоны, Скоростью приятелей дразня, Лермонтов вдоль насыпи зеленой Горячил гусарского коня. Так и шло. С опаской, понемногу Это чудо каждый испытал. Чтоб прославить новую дорогу, В Павловске построили "Вокс-зал". Каждый вечер завитой маэстро От заката до ночной звезды Потрясал неистовством оркестра Павловские липы и пруды. Пестрой публикой шумел кургауз, Властвовала Мода здесь сама. Приезжал из Вены Иоганн Штраус, Вальсами сводивший всех с ума. Проводили вечер некороткий Здесь, шурша листочками программ, Офицеры, щеголи, кокотки, Цветники великосветских дам. А народ садился по подводам Иль пешочком брел в те вечера К пулковским зеленым огородам, К кузминским избушкам вдоль бугра. И, минуя пыльную заставу, Пропуская поезд, каждый раз Крыл чертями барскую забаву: "Будет ли чугунка и для нас?"” Р. Рождественский. Первая железная дорога 1764 В России на Змеиногорском руднике на Алтае построена первая лежневая дорога на опорах по проекту К. Д. Фролова. 1778 В России на Алтае механик Семёновского рудника Ф. С. Ваганов построил лежневую дорогу для вагонеток, перевозивших руду. 1783 В России на Колывано-Воскресенских рудниках построены внутризаводские рельсовые пути. Автором проектов этих дорог был, по-видимому, К. Д. Фролов. 1788 В России на Александровском заводе в Петрозаводске под руководством А. С. Ярцова были отлиты первые чугунные рельсы и проложен путь для перевозки грузов в вагонетках с канатной тягой. 1809 В России основан Петербуржский институт водяных и сухопутных сообщений, который в 1810-64 назывался институтом Корпуса инженеров путей сообщений, был первоначально закрытым учебным заведением военного типа. 1810 В Петербуржском институте Корпуса инженеров путей сообщения создана первая в России научная библиотека с обширным фондом литературы по железнодорожному транспорту. В России на Змеиногорском руднике П. К. Фролов построил дорогу протяжённостью ок. 2 км, по которой обращались поезда, состоявшие из трёх грузовых повозок, по специально разработанному графику движения, определявшему время оборота каждого поезда. 1813 В России в Петербуржском институте Корпуса инженеров путей сообщения основан музей (ныне Центральный музей железнодорожного транспорта). 1820 В России под Москвой в с. Мечково механик И. К. Эльманов построил первую в России монорельсовую дорогу, укреплённую на столбах. 1826 В России вышел в свет первый номер "Журнала путей сообщения" - ежемесячного технико-экономического издания. 1830 В России сделаны первые попытки использовать паровую машину на транспорте механиком Е. А. Черепановым с сыновьями Мироном и Аммосом, проложившими для испытаний "парового дилижанца" рельсовые пути - Нижнетагильскую железную дорогу. 1834 В России на Нижнетагильской железной дороге начали применять паровую тягу: составы с вагонетками перемещал паровоз, построенный Е. А. Черепановым с сыновьями, для очистки путей использовался снегоочиститель. 1835 В Петербуржском инситуте Корпуса инженеров путей сообщения профессор М. С. Волков начал читать первый курс, в котором специальный раздел был посвящён железным дорогам, названный "О полосных дорогах". Профессор П. П. Мельников написал и впоследствии опубликовал сочинение "О железных дорогах", ставшее первым учебным пособием для студентов института. 1837 30 октября (11 ноября) в России открыта первая железная дорога общественного пользования между Петербургом и Царским Селом. В России на Златоустовском заводе построена переносная железная дорога (по предложению П. П. Аносова) для перевозки на расстояние 1 км златосодержащих песков в телегах конной тягой. Для Царскосельской железной дороги изготовлены первые вагоны. 1838 22 мая (3 июня) в России открыто движение по Царскосельской железной дороге до Павловска с паровозной тягой. 1846 В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск первых серийных паровозов. 1850 В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск пассажирских вагонов для Петербург-Московской железной дороги. 1851 В России введена в действие первая магистральная железная дорога между Петербургом и Москвой. Введены первые "Правила движения" на Петербург-Московской железной дороге. Начаты изыскания второй крупной железнодорожной магистрали между Петербургом и Варшавой. 1854 В России в окрестностях Петербурга в зимние сезоны по льду Невы прокладывались рельсы конно-железной дороги. В России введён первый график движения поездов на Петербург-Московской железной дороги. 1855 В России построены первые 2-осные вагоны грузоподъёмностью 6,5-10 т. 1859 В России выдан первый патент на воздушный тормоз для подвижного состава О. Мартину, который практически не смог реализовать свою идею. 1862 В России построены первые железнодорожные тоннели на Петербурго-Варшавской железной дороге - на подходе к г. Ковно (дл. 1280 м) и г. Вильно (дл. 430 м). В России выпущен первый вагон-ледник. 1863 В России на Московско-Нижегородской железной дороге были впервые применены деревянные щиты для защиты пути от заносов снегом, предложенные инженером В. А. Титовым. 1865 В России создана вагонная тележка с двойным рессорным подвешиванием конструкции К. И. Рехневского. 1866 В России на Петербург-Московской железной дороге стали курсировать спальные вагоны. 1868 В России создан и начал эксплуатироваться вагон с опрокидывающимся кузовом (думпкар). 1871 В России введены единые для железнодорожной сети "Правила движения" и "Правила охранения, содержания и ремонта". В России изданы литографированные лекции профессора Л. А. Кракова, явившиеся первым учебником по паровозу. 1872 На Российских железных дорогах начали эксплуатировать цистерны отечественного производства, главным образом для перевозки нефти. В Москве начала действовать первая линия конки от Брестского (Белорусского) вокзала до здания Городской Думы (Исторический музей), приуроченная к открытию Политехнической выставки. 1873 В России на всех действующих железнодорожных линиях введено "Положение о сигналах", явившееся первым официальным документом по сигнализации и безопасности движения. 1874 В России проведена первая типизация рельсов для российских железных дорог, в результате которой приняты четыре типа - la, IIa, IlIa, IVa, разработаны условия их изготовления, остававшиеся без изменения до начала 40-х годов 20 века. 1877 На железных дорогах России в пассажирских вагонах применено паровое отопление, газовое освещение (вместо свечного). В России на Моршанско-Сызранской железной дороге впервые проведены динамометрические и индикаторные испытания паровозов инженером В. И. Лопушинским. 1879 В России с 31 января введена единая железнодорожная форма. На ст. Минеральные Воды Владикавказской железной дороги испытан роторный снегоочиститель, построенный машинистом Беренсом. В Москве состоялся первый совещательный съезд инженеров службы тяги и путей сообщения, который в дальнейшем созывался почти ежегодно вплоть до 1917. 1880 В России на Закаспийской железной дороге инженер И. Н. Ливчак разработал и применил технологию механизированной укладки железнодорожного пути. В Петербурге Ф. А. Пироцкий построил рельсовую линию, электрический вагон и провёл первые испытания. 1884 В России закончено сооружение Екатерининской железной дороги, связавшей юг страны с центральными районами. 1885 В России введён "Устав железных дорог", разработанный ещё в 1879 Н. О. Кульжинским. 1887 В России в строящихся пассажирских вагонах газовое освещение заменено электрическим. 1889 В России под Петербургом в Гатчине инженер И. В. Романов построил первую в России электрическую железную дорогу длиной 0,2 км. В России на железнодорожной сети начала действовать система передачи вагонов между дорогами на основе "Общего соглашения о взаимном пользовании товарными вагонами". Проведена первая глазомерная съёмка трассы будущей Байкало-Амурской железной дороги под руководством Н. А. Волошинова и Л. И. Прохаско. 1890 В России построен железнодорожный тоннель через Сурамский перевал (длиной ок. 4 км). 1891 В России разработаны первые "Правила содержания и употребления подвижного состава". 1892 В России создан первый грузовой вагон "нормального типа" (6400 x 2743 мм) грузоподъёмностью 12,5 т, на базе которого создавались вагоны большей грузоподъёмности с теми же размерами кузова. В Киеве открыто движение электрического трамвая. 1893 В России начато строительство Великого Сибирского пути на восток от Урала; первоначальная длина магистрали составила 6000 км (1903). В С.-Петербурге издан "Всеобщий железнодорожный путеводитель", составленный по официальным данным под редакцией Э. И. Горского. В С.-Петербурге состоялся XX совещательный съезд представителей российских железных дорог, на котором впервые обсуждался вопрос о внедрении на подвижном составе автосцепки. 1896 На заседании Русского технического общества профессор Р. Н. Савельев впервые высказал идею о возможности применения аэросъёмки при трассировании железных дорог; сообщение о докладе было помещено в журнале "Железнодорожное дело". В России основано Московское инженерное училище, с 1913 получившее название Института инженеров путей сообщения (с 1924 - Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, с 1993 - Московский государственный университет путей сообщения). 1897 В России построена и испытана путеизмерительная тележка с электронзмерительным прибором, предложенная инженером И. Н. Ливчаком. 1898 В России начал издаваться первый журнал для железнодорожных служащих - "Железнодорожная неделя". На железных дорогах России введены общие "Правила технической эксплуатации железных дорог". 1899 В России построена сортировочная горка на ст. Ртищево. На заводе "Русский дизель" в Петербурге начался выпуск первых тепловых двигателей для локомотивов. На Брянском заводе построено 10 сочленённых паровозов серии 0 типа 0-3-0 + 0-3-0 конструкции инженера Е. Е. Нольтейна. 1900 В России на оз. Байкал построена первая железнодорожная переправа. В России построен локомотив с газотурбинным двигателем по проекту инженера П. Д. Кузьминского. Энциклопедия "Железнодорожный Транспорт" Научное издательство "Большая Российская энциклопедия" 1995



полная версия страницы