Форум » Библиотека » Словарь ювелирных украшений » Ответить

Словарь ювелирных украшений

Софья Долманова: [off]Давно собиралась этим заняться. По мере сил и свободного времени буду вводить в алфавитном порядке некоторые из распространенных видов ювелирных украшений с иллюстрациями и пояснениями.[/off]

Ответов - 16

Софья Долманова: АГРАФ (фр. agrafe - застежка, крючок) Нарядная застежка для скрепления одежд. На западе аграфы известны с XIII века и применялись для скрепления "шейного отворота женской одежды". В Италии в XVI века были модны аграфы-пряжки для украшения шляп. В России появились с XVIII века в качестве застежки для парадных одежд. В начале XIX века "поверх платья надевались легкие, не доходящие до колен прозрачные туники, прикреплявшиеся на плечах аграфами из бриллиантов, камней и золота - на античный манер".

Софья Долманова: БАНТ-СКЛАВАЖ Тип броши в виде банта с подвеской, прикреплявшейся к ожерелью, кружевной, шелковой ленте или бархотке, плотно облегавшей шею. В России бант-склаваж был особенно моден в 1760-х. Его носили высоко на шее, иногда одновременно с несколькими длинными нитями жемчуга и в гарнитуре с серьгами или подвесками, в рисунке которых повторялся мотив банта.

Софья Долманова: БАЯДЕРА (фр bayadere - баядерка/танцовщица, / полосатая материя) Ожерелье, состоящее из нескольких нитей жемчуга контрастных цветов, перевитых в жгут.


Софья Долманова: БРАСЛЕТ (фр. bracelet) Одно из самых древних украшений, которое стал носить человек. Известны пластинчатые браслеты из бивня мамонта эпохи неолита (25 тыс. до н.э.) Виды и типы браслетов менялись на протяжении веков. Они могут представлять собой разъемные и неразъемные кольца, соединенные подвижные звенья, могут быть символом траура и заменять обручальное кольцо. В XVIII - XIX веках браслеты изготовлялись из золота и серебра в сочетании с жемчугом, полудрагоценными и драгоценными камнями; поверх перчаток или длинных рукавов вечерних платьев надевали парные браслеты. В XIX веке носили браслеты с живописными портретами. Изображение иногда закрывалось плоским, шлифованным как стекло алмазом. Он назывался "портретный". В 1826 г. графиня Д,Х,Ливен с возведением в княжеское достоинство получила браслеты с портретом императора. В начале XIX века к полупрозрачным бальным платьям надевались ножные браслеты: один на щиколотке, другой - выше колена. С повседневными платьями, наряду с другими украшениями, носили на запястье один-два браслета. Появились браслеты, броши, серьги, сплетенные из волос любимых или почивших родственников. «В 1857 году французский ювелир Лемоннье изобрел особую технику плетения. Например, короткая кругленькая косичка, сплетенная из большого числа тонких волосяных прядей, становилась браслетом после того, как ее укрепляли золотыми деталями, а застежку украшали бриллиантами. Сливаясь с настоящим золотом, переливаясь драгоценными камнями, украшение становилось подлинным шедевром ювелирного искусства. Лемоннье создал целую коллекцию таких поделок, она состояла из всевозможных гребней, рукояток кинжалов, искусно оплетенных прядями, флаконов для духов и браслетов».

Софья Долманова: БРОШЬ (фр. broche) Украшение, прикрепляемое к одежде, как правило, на груди или воротнике, с помощью булавки. Декоративная часть броши может иметь вид букета, сердца и прочего, иногда с различными подвесками. В России броши вошли в XVIII веке и получили наибольшее распространение в XIX в. Нарядные броши для вечерних туалетов обильно украшались драгоценными камнями, самоцветами и гранеными вставками из стали. Для повседневного ношения броши были проще - с миниатюрными мозаичными изображениями из смальты или флорентийской мозаикой. С дневными и повседневными платьями надевали броши и золотые, и даже платиновые, но никогда - сверкающие. На рубеже XVIII - XIX веков в моду вошли броши с эмалевыми портретами и камеями. Между прочим, камеи хоть и резали в XIX веке, но носить предпочитали античные, которые варварски изымались из подлинных украшений и вставлялись в современные оправы. В зависимости от крепления броши могут выполнять разные функции. Брошь, в которой в качестве зажима используется клипса-зажим, прищелкивается к воротничку, вырезу платья, к поясу (выполняя при этом роль декоративной пряжки), так и называется - брошь-клипса. Брошь-кулон имеет ушко для подвешивания или продевания цепочки в добавок к стандартному замку. Брошь-брелок состоит из двух декоративных элементов, соединенных цепочкой, один из которых крепиться к одежде с помощью булавки, другой при помощи иглы.

Софья Долманова: БУЛАВКА Игла с декоративной головкой. Одно из самых древних украшений. Известны булавки бронзового века с кольцевидными головками, с различными фигурными навершиями. Самое простое назначение булавок - скреплять части одежды между собой. В XVIII - XIX веках получили распространение булавки платяные для галстуков, шляп и булавки в прическу. Платяными булавками, богато украшенными драгоценными камнями, закалывали декольте платьев и прикреплялись воротники. Булавками с одним ккамнем, эмалевым портретом или камеей закалывали модные в начале XIX века кашемировые шали. Широкополые шляпы носили с длинными булавками из метала, кости или черепахового панциря со стразами и эмалями. Узлы мужских галстуков закалывали булавками с головками в виде сердца, восьмилепесткового цветка, кисти женской руки, шарика - из жемчуга, опала в золотой оправе и пр. Булавки для галстука декорировались медальонами и камеями.

Софья Долманова: БЮВАР (фр. buvard) Конечно, считать бювар ювелирным украшением не возможно, но то изящество и декоративные отделки, украшавшие обложки этих папок, по праву считаются произведением ювелирного искусства. Настольная папка для хранения писчей или промокательной бумаги, конвертов. Снаружи бювар, как правило, обтягивали кожей, украшали декоративными серебряными накладками, нередко с драгоценными камнями. Изнутри оклеивался шелковой тканью.

Софья Долманова: ГЕММА (латин. gema - драгоценный камень, жемчужина) Общее название разных камей - с выпуклым изображением (камея) и углубленным (инталия). Геммы известны с древних времен. Первоначальное их употребление носило утилитарный характер - резное изображение или надпись использовали в качестве оттиска, своего рода - печать. При помощи гемм могли скреплять имущественные документы, хозяйственные бумаги, письма и государственные документы. В Древней Греции геммы носились в качестве перстней, на запястьях, шее или у пояса. Обилие гемм на одежде иногда переходило мыслимые границы: "... эти франты завитые в перстеньках и ониксах были увешаны печатями, как брелоками". В России геммы появились в XVIII веке и сразу стали предметом увлечения и собирательства. Античные перстни с геммами входили в "Сибирскую коллекцию" Петра I. Екатерина II собирала для Эрмитажа коллекцию "антиков", которая к концу ее правления насчитывала 10 тысяч экземпляров. Особенно популярны камеи были в начале XIX века, когда ими декорировали все: украшения, посуду, предметы обихода и оружие. Из камей изготавливались парюры. Камеи могли открепляться и и составлять колье, браслеты, т.е. представляли собой - трансформируемые украшения. Забавно, что резчики камей существовали в XIX веке и их мастерство не уступало древним резчикам, но светские модники предпочитали выковыривать камеи и инатлии из древних украшений и вставлять в свои, нежели заказывать что-то новое. Таким образом, иногда парное украшение - например серьги - могло состоять из камей с разными изображениями. И еще книга

Софья Долманова: ГРЕБЕНЬ Пластина той или иной формы, плоская и выгнутая, с частыми или редкими зубьями для расчесывания или украшения волос. Как он появился? Ну сначала бедная женщина в каменном веке чесала свои космы пятерней. а потом добрый муж решил облегчить ее мучения и наделал пропилов в плоской деревяшке. Женщина счастлива, но не до конца. Сначала утилитарное назначение ее вполне устраивало, но как любая дочь Евы, она этим довольствоваться долго не могла. Так Гребень превратился в украшение, одно из древнейших украшений для волос. Нарядные гребни для бальных причесок в XVIII - начале XIX века делали из золота, серебра, рога, кости, черепаховых панцирей и перламутра. Верхняя часть гребней часто имела вид букета, перьев, сердец и обильно декорировалась драгоценными камнями, жемчугом, камеями или мозаикой.

Софья Долманова: ДИАДЕМА (греч. Διάδημα - повязка с висящими концами) Женское украшение для головы в виде полукороны, хотя в древности, особенно в Риме и Греции, диадемы носились и мужчинами. Часто они служили признаком принадлежности к царскому роду и родовитость определялась за счет богатства украшения. Диадемы венчали женский княжеско-боярский головной убор на Руси в XI-XIII веках. Они обычно состояли из семи киотчатых щитков с эмалевыми изображениями языческих и (или) христианских символов. По краям располагались трапецевидные щитки. Русские кокошники XV - XIX веков силуэтом повторяют древние диадемы. Их смысловое содержание - идея неба. Диадемы как парадное, бальное украшение в виде открытой полукороны, украшенной драгоценными камнями, жемчугом, эмалями, появились в начале XIX века. Иногда они дополнялись эгретками - головным украшением в виде султанчика, пера или ветки. На голове диадема закреплялась при помощи длинных шпилек, как невидимыми, так и декоративно украшенными. Диадемы могли надеваться не только на балы, но и для посещения театров.

Софья Долманова: ЗАПОНКА Застежка, вдеваемая в петли манжет или воротника мужской, а иногда и женской, блузы. В России запонки появились в XVIII веке и обычно представляли собой двойную пуговицу на стержне или цепочке. С первой половины XIX века запонки стали неотъемлемым мужским украшением.

Софья Долманова: КАРНЕ (фр. carnet de bal - записная книжка для бала) Небольшой плоский футляр с подъемной крышкой, содержащий костяные пластинки для записи и карандаш. Бытовал в России в XVIII - XIX веке. Такая изящная и полезная штучка, чтобы девушки не забыли с кем и когда танцевать.

Софья Долманова: КОЛЬЕ (фр. collier - ожерелье) Ожерелье с ярко выраженной центральной частью в виде одного или нескольких декоративных элементов. Само название "колье" появилось в России в XVIII веке, которое употребляли как синоним ожерелья, скорее под влиянием зарубежных ювелиров, работавших в России. Со временем между этими понятиями определилось существенное различие, которое заключается в распределении декоративной нагрузки по всей длине изделия. В ожерелье она относительно равномерна, а в колье почти полностью сосредоточена на центральной части.

Софья Долманова: КОЛЬЦО Самое популярное украшение из всех, известное с древних времен. Все кольца можно разделить на простые (гладкие) - лишенные выступающих декоративных элементов и кольца с этими самыми элементами. В качестве последних могут выступать и накладки, и касты различной формы. Кольцо с плоской центральной частью, увенчанной драгоценным камнем или просто металлическим щитком, называется - перстнем. В разное время и в разных странах были свои обычаи на ношения колец. В древнем Риме,к примеру, носили по пять-шесть штук на каждом пальце. В XVII веке в Англии кольца украшали не только пальцы, их пришивали к платьям, носили на шляпах, подвязывали тесьмой к запястьям или шеи. Кольцо можно считать воплощением сакрального символа солнца, жизни, благоденствия. Четкий завершенный круг. Кольцо обручальное (венчальное, свадебное) - представляет собой гладкий ободок без украшений. На внутренней стороне было принято выгравировывать имя или инициалы жениха и и невесты. До X века обручение и венчание было раздельными обрядами. При обручении жених дарил невесте кольцо из золота, серебра или железа (в зависимости от статуса), которое имело в виде украшения щиток с изображением христианского символа (рыба, якорь. птица и др.) и по сути являлось печатью, для скрепления гражданского обряда. Венчание происходило в церкви. В X-XI веках обручение утратило свое гражданское значение и стало совершаться в храме. В XVI веке обручение кольцами заменялось иногда обручением крестами по обычаю Греческому и Византийскому. Окончательно соединение обручения и венчания соединилось в XVIII веке (указ Св. Синода от 5 августа 1775 года). В православном обряде венчания священник после чтения молитв надевает на безымянный палец правой руки жениха золотое кольцо, а на палец невесты - серебряное. Затем жених и невеста трижды обмениваются кольцами в знак "единодушия, согласия и взаимопомощи". В результате, золоте кольцо остается у невесты. Кольцо для разводов (англ. divorce ring) - гладкое с изломом, разрывом, носиться на месте обручального. Вдовье кольцо (англ. widow ring) - кольцо со вставкой из оникса или гагата. Кольцо юбилейное - еще называется кольцом "вечности" и дариться мужем жене к юбилейным датам в подтверждение супружеской любви и преданности. Обычно гладкое кольцо, украшенное мелкими драгоценными камнями.

Софья Долманова: Гы, просто прелесть КОПОУШКА Миниатюрная ложечка с округлой чашечкой и плоским черенком, употреблялась для очистки ушей от серы; являлась неотъемлемой частью набора туалетных принадлежностей. В России наиболее распространена была в XVIII веке. Копоушку носили на шейной цепочке или подвешивали к браслету, либо подвешивались к набору на шатлен.

Софья Долманова: Делать милые безделушки в подарок - замечательная традиция. Карманные часы 1810 г. Женева. Часы в виде мандолины. 1820 г. Часы в виде мандолины. Длина 76 мм. 1830 г. Часы в виде мандолины. 25 x 58 x 17 мм. Начало 19 в. Часы в виде мандолины. Длина 64 мм. Ок. 1830 г. Часы в виде мандолины. Длина 64 мм. Ок. 1830 г. Часы в виде мандолины. Длина 88 мм. (Те же, что и на предыдущем фото). Ок. 1830 г. Часы в виде мандолины. Длина 88 мм. Те же, что и на предыдущем фото. Ок. 1830 г. Часы в виде мандолины. Длина 88 мм. Ок. 1850 г. Часы в виде египетской арфы.



полная версия страницы