Форум » Библиотека » Блестят коньки, блестит каток, Пушистый снег искрится..... » Ответить

Блестят коньки, блестит каток, Пушистый снег искрится.....

Софья Долманова: Костяные коньки возрастом около двух тысяч лет находили в раскопках в Европе и в России (Южный Буг),в Новгороде и Старой Ладоге. А неподалеку от Одессы археологи раскопали две пары самых древних коньков из всех, когда-либо найденных на планете. Хранятся они в Одесском археологическом музее. Эти костяные коньки, примерно 38—39-го размеров, принадлежали кимерийцам, кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Предполагают, что название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой. Уже первые переселенцы из Европы на территорию нынешней Канады видели, оказывается, у местных жителей — ирокезов — коньки, сделанные из оленьей, овечьей или лошадиной фаланги. На таких костяных полозьях местные жители бегали по замерзшим рекам и озерам. Впервые упомянул о коньках в литературе кентерберийский монах Стефаниус, который в 1174 году создал «Хронику знатного города Лондона». Вот как описывал он зимние забавы: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты...» В средние века коньки уже распространились по многим странам Европы. Русский художник и популяризатор конькобежного спорта Гельфрих в начале XX века издал сборник «Катание на коньках в старинных открытках». Есть в этой книге один любопытный сюжет. Оказывается, еще в 1380 году в Голландии была написана картина, отображающая увлечение коньками. Целая баллада о коньках, радуге и снеге. Жила, мол, некая принцесса Людвина. Была она доброй, отзывчивой, выражаясь современным языком, демократичной: даже с простыми людьми дружила. И вот кто-то рассказал ей про катание на коньках по льду реки или канала. Принцесса решила освоить этот спорт сама. Прикрутила коньки к сапогам, поехала и... упала. Ведь не знала принцесса первой заповеди конькобежца: «Хочешь кататься — научись падать». Людвина с тех пор с постели не вставала — девушку парализовало... Когда король Голландии хотел после этой драмы запретить коньки в стране, дочь запротестовала: «Коньки — это удовольствие. И они не виноваты...» Вот так прокомментировал русский исследователь Гельфрих содержание старинной гравюры. Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII — XIV веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу. впервые коньки к ботинкам приказал приклепать русский император Петр Первый, который, строя корабли в голландском лесном порту Заандаме (ныне именуемом Зандамом), увлекся в «свободное от работы время» конькобежным спортом. А будучи человеком сугубо практичным, сразу раскусил, что коньки и обувь должны составлять одно целое. Позднее эту версию подхватили англичане в книге «Искусство катания». В 1910 году они даже объявили Петра Великого изобретателем конька, привинчиваемого к сапогу. Справедливости ради надо, наверное, согласиться с точкой зрения немецкого историка Фрица Ренеля, который писал: «Русские долго питали веру в то, что Петр Великий изобрел в Схидаме (еще одна транскрипция Заандама. — А.Ю.) древо-железный конек. Но он его, конечно, не выдумал, а только приобрел и привез в Россию, где бег на коньках был долгое время привилегией двора». Здесь необходимо уточнение: коньки давно известны русским людям, которые очень любили эту полезную забаву. Но они до Петра Первого не соревновались в скорости, не демонстрировали красоту фигур. «Со смертью Петра Великого исчез в России конькобежный спорт». Да, коньки потеряли популярность, почти сто лет о них в России не было, как говорится, ни слуху ни духу... И лишь в двадцатые годы гениальный Пушкин (он и в пропаганде коньков первый!) спел им короткий, но до сих пор непревзойденный гимн в «Осени»: Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих ровных рек... В двадцатые и тридцатые годы XIX века коньки возрождаются в России и даже становятся модными. В 1839 году издается книга преподавателя гимнастики военно-учебных заведений Петербурга Г. М. де Паули «Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами». Паули назвал бег на коньках самым «приличным и полезным зимним удовольствием», которое, составляя забаву юношей, «воодушевляет нередко веселость и людей взрослых, возбуждая участие в самих зрителях». Преподаватель гимнастики свидетельствует для истории, что «в течение прошедшей зимы не только число катающихся на коньках значительно увеличилось, но даже кадеты и воспитанники прочих заведений начали наслаждаться этим приятным удовольствием». Они уже катались на металлических коньках, изобретенных канадцем Е.Бушнеллом. Отсюда

Ответов - 5

Софья Долманова:

Софья Долманова:

Идалия фон Тальберг: Фигуристы...


Софья Долманова: Идалия фон ТальбергФигуристые?

Андрей Патрицкий: Куда бы? Может сюдысь? КАТАЛЬНЫЕ ГОРЫ, увеселит. сооружения, один из гл. элементов праздничных гуляний народных (в особенности - масленичных гуляний) в 18-19 вв. К. г. представляли собой дерев. башни-беседки выс. до 18 м со скатом дл. до 100 м, поставленные в параллель - одна против другой. Башни украшались елками, флагами, дерев. скульптурами, по вечерам освещались фонарями. В 1735 К. г. устроены в Зимнем дворце. В 18 в. К. г. на Масленицу строились на льду Невы и Фонтанки, на Царицыном и Адмиралтейском лугах, на Сенной и Театральной площадях и в др. местах. С них съезжали на санках, обитых сукном лодках ("головашках"), на коньках и пр. В сер. 18 в. появились летние К. г. с направляющими желобами, по к-рым съезжали на тележках с колесами, либо на спец. ковриках. В 1740-х гг. в Царском Селе А. К. Нартов сконструировал К. г. для имп. Елизаветы Петровны. В 1757 арх. Ф. Растрелли построил там же новую К. г. с павильоном. В 1762-74 в Ораниенбауме арх. А. Ринальди возвел К. г. с кам. павильоном. С кон. 18 в. летние К. г. стали появляться на пасхальных гуляниях. К. г. и качели на нар. гуляниях до 1867 строились за счет казны, позже Гор. дума устраивала торги на их стр-во. К. г. полагалось сооружать за две недели и разбирать в течение недели после праздника. Часто К. г., построенные к масленичным гуляниям, оставляли до Пасхи. В кон. 19 в. К. г. стали строить также на Васильевском о., в с. Александровское (р-н совр. ст. метро "Пролетарская"), на Преображенском и Семеновском плацах. После Нижегородской ярмарки 1896 в СПб. стали устраивать т. н. американские горы - рельсовые К. г. с тележками на электрич. тяге. Стр-во К. г. на нар. гуляниях прекратилось к 1900, когда их организация перешла в ведение Попечительства о нар. трезвости. Пост. К. г. с 1846 были в Александровском парке, в 1913-18 - в "Луна-парке". Лит.: Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец XVIII - нач. XX в. 2-е изд., доп. Л., 1988. С. 16-18; Конечный А. М. Петербургские народные гуляния на масленой и пасхальной неделях // Петербург и губерния: Ист.-этногр. исслед. Л., 1989. С. 21-25, 43-45; Свиньин П. П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. СПб., 1997. Ю. Н. Кружнов.



полная версия страницы