Форум » Библиотека » Бал в 19 веке » Ответить

Бал в 19 веке

Елена Соболева: Милостивые государи и государыни! Мы рады приветствовать вас в этом прекрасном зале. Сегодня мы окунемся в минувшую жизнь, в эпоху 19 века. Одна из примет 19 века – бал как элемент дворянского быта, дворянской культуры. Слово пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи , ставшие первыми русскими балами. На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX в. стали танцевать даже в деревне. Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль. По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в "Горе от ума" А.С. Грибоедова: ...съедутся домашние друзья Потанцевать под фортепьяно. Мы в трауре, так балу дать нельзя. И в другом месте: Балы дает нельзя богаче, От Рождества и до поста И летом праздники на даче. Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям. Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи - великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по "Табели о рангах" четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики - разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина. Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру - тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет. Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п. Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило несколько десятков человек. Выделяли в бальной семье также маскарады , благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова "Анна на шее". Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка. Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.» Балами славилась столица – Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах. «Во дни веселий и желаний я был от балов без ума,»- читаем мы в воспоминаниях А.С.Пушкина. Или – гоголевский Чичиков попадает на бал к губернатору. «Коляски с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, как нужно. Вошедши в залу, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей был страшный» А вот запись лермонтовского Печорина: «Зала ресторации превратилась в залу благородного собрания. Здесь все как положено.» В стихотворении Боратынского «Бал» видим: Глухая полночь. Строем длинным, осеребренные луной, Стоят кареты на Тверской пред домом пышным и старинным. Пылает тысячью огней обширный зал; с высоких хоров Ревут смычки; толпа гостей; гул танца с гулом разговоров. В роскошных перьях и цветах, с улыбкой мертвой на устах, Обыкновенной рамой бала старушки светские сидят И на блестящий вихорь зала, с тупым вниманием глядят. Бал часть расписания молодого человека. Пушкин описывает день Онегина, который после театра едет на бал. Вошел. Полна народу зала; музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята; кругом и шум, и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; По их пленительным следам Летают пламенные взоры. Первый бал – настоящее событие в жизни девушки. Сколько волнений испытывает толстовская Наташа Ростова на своем первом балу! Звучит отрывок из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого. «Наташа на первом балу» (Использование фонотеки или инсценировка) Похолодели лепестки раскрытых губ, по – детски влажных. И зал плывет, плывет в протяжных напевах счастья и тоски. Сиянье люстр и зыбь зеркал слились в один мираж хрустальный – И веет, веет ветер бальный теплом душистых опахал. Обычный бальный ритуал, порядок танцев, оркестр. Обычный во Франции, в Англии, в России. Бал открывался полонезом, польским танцем. Этот порядок долго оставался в России. В 1858г. Теофиль Готье так описывал бал, посещенный им в Зимнем дворце: «В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный колорит…» Фрагмент видеофильма «Три мушкетера» (отрывок «Открытие бала») Или исполнение танца «Полонез» Все блестит: цветы, кенкеты и алмаз, и бирюза, Люстры, звезды, эполеты, серьги, перстни и браслеты, Кудри, фразы и глаза. Все в движенье: воздух, люди, блонды, локоны и груди И достойные венца ножки с тайным их обетом, И страстями, и корсетом изнуренные сердца. После полонеза – вальс. В основе вальс был народным танцем и очень нравился поклонникам Руссо – за близость к «натуре». Вальс был моден в 19 веке. Исполнение танца «Вальс» Или звучит вальс Грибоедова Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; чета мелькает за четой. Кружатся дамы молодые, не чувствуют себя самих; Драгими камнями у них горят уборы головные; По их плечам полунагим златые локоны мелькают; Одежды легкие, как дым, их легкий стан обозначают. Как великосветский, так и провинциальный бал в начале XIX века обладал строгой композицией. Он начинался польским (полонезом). Протанцевав минут пять, знатнейшие пожилые особы садились играть в карты, а вместо них начинали отличаться молодые, которые с нетерпением ждали второго танца - вальса. "Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, кружится вальса вихорь шумный"… Конечно "однообразный" - поскольку в ту пору огромную роль играли сольные танцы и изобретения новых фигур, а вальс состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Ощущение однообразия усиливалось также тем, что в то время вальс танцевали в два, а не в три па, как сейчас. И конечно "безумный", ибо, несмотря на всеобщее распространение, вплоть до конца XIX пользовался репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца. Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие. Стоит только вообразить, как молодая, легко одетая особа бросается в руки молодого человека, который ее прижимает к своей груди, который увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом! И это на глазах практически всего столичного дворянства, в том числе играющих в карты пожилых особ… А забота о репутации всегда являлась вопросом первостепенной важности для молодой девушки. Некоторые считали вальс настолько интимным танцем, что клялись, не позволят своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя. Вальс создавал для нежных объяснений особенно удобную обстановку: близость танцующих способствовала интимности, а соприкосновение рук позволяло передавать записки. Однако не вальс знаменовал кульминацию бала. С замиранием сердца девушки ждали мазурки. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим кульминацию танца. И солист, и распорядитель мазурки должны проявить изобретательность и способность импровизировать. "Мазурочная болтовня" требовала поверхностных, неглубоких тем, но также занимательности и остроты разговора, способности к быстрому эпиграмматическому ответу. Главный танец бала – мазурка. Мазурку «танцуют в Санкт-Петербурге с невиданным совершенством и элегантностью,»-писал Теофиль Готье. Во времена Пушкина именно в мазурке во всем блеске проявлялось мастерство бального танцора.В XIX в. бальный этикет усложнился, а танцы, наоборот, сделались проще, так что танцевать мог даже почти не учившийся им человек. Танцевали мазурку , вальс , польку , а из старинных танцев - полонез и французскую кадриль (контрданс). Мода на танцы вообще возникала и проходила очень быстро: в разные годы входили в употребление "аляг-рек", лансье, краковяк, шакон, падекатр, миньон и другие танцы, быстро потом забывавшиеся. Большинство танцев XIX в. были быстрыми или очень быстрыми, что не в последнюю очередь объяснялось переменами, происшедшими в женском костюме: отказом от жесткого давящего корсета и тяжелого каркаса для юбок (фижм). В корсетах XIX в., снабженных эластичными прокладками, легче было дышать, а легкие ткани бальных платьев позволяли делать любые быстрые движения. Мазурка раздалась. Бывало, когда гремел мазурки гром, В огромном зале все дрожало, паркет трещал под каблуком. Во время каждого танца – соответствующая его характеру беседа, признание в любви. (Фонограмма) А.Толстой «Средь шумного бала» На балах выяснялись отношения Сценка Она: Дышала ночь восторгом сладострастья, и звуки музыку свою вели Я вас ждала с безумной жаждой счастья. Я вас ждала, а вы …вы не пришли. Наш уголок я убрала цветами, к вам одному неслись мечты мои, Мгновения казались мне часами. Я вас ждала, а вы …вы не пришли. Он: Я вас люблю, хоть и бешусь, хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь! Без вас мне скучно – я зеваю; При вас мне грустно – я терплю; И мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю. На балах происходили встречи века. (Исполнение песни) Ярко светятся огни в светлом серпантинном зале. Молча встала Натали с удивленными глазами. Встала и белым-бела, тихо руки уронила. Значит, все-таки была, значит, все-таки любила И на сердце так светло, так тревожно, так воздушно… Пушкин, вам лишь 30 лет. Вы совсем мальчишка, Пушкин. Первая встреча Пушкина и Натали Гончаровой состоялась зимой в 1828 году на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля, где поэт увидел шестнадцатилетнюю необычайно красивую девушку, Наташу Гончарову. Она только что начала выезжать в свет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. Все восхищались ее «романтической прелестью. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, Натали поразила Пушкина своей царственной, одухотворенной красотой. Исполнение танца-сценки. (Натали-Пушкин) Пусть кружит вас прекрасный то медленный, то быстрый вальс. И пусть продолжается счастье. Хоть мало, но только для вас. Завершает бал котильон. Это танец- игра, самый непринужденный и шаловливый. В правилах этот танец описывается так: «Там делают крест и круг и сажают даму, с торжеством подводя к ней кавалеров, но чтобы отблагодарить себя взаимно, садятся мужчины, дабы избрать себе дам, какая понравится.» Исполнение фрагмента котильона. Бал был элементом культуры 19 века. Но его можно рассматривать и как явление социальной жизни общества. Эти воспоминания, дневниковые записи помогают правильно понять художественное произведение, восстановить сложную систему отношений эпохи, в которой жил Пушкин и его современники.

Ответов - 13

Варвара Белозерова: Бальные книжки

Ариадна Чердынцева: Интересная страничка. Балы в мемуарах

Ксения Ларионова: Мы все прекрасно знаем, как танцуют вальс. Однако на балах были еще и другие танцы, не менее интересные Полонез (эталонный, простите за тавтологию, польский. Из фильма "Пан Тадеуш" ) Мазурка Полонез-мазурка Dance?


Елена Соболева: Нашим современникам полонез знаком главным образом по оперно-балетным спектаклям, где он украшает сцены балов, празднеств, церемониальных шествий. Как бальный танец полонез стал широко известен в начале XVIII столетия. Его исполнение не требовало особого труда. В отличие от менуэта и гавота движения полонеза не нужно было старательно разучивать и запоминать в их строгой последовательности. Основу полонеза составляет ритмический, плавный и мягкий неизменяющийся шаг, несмотря на причудливость и сложность композиционного рисунка. Изящный и легкий шаг полонеза сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. В танец входили также реверансы и поклоны. В полонезе нет сложных хореографических украшений, замысловатых движений и поз. Но вместе с тем ни один танец не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. На первый взгляд можно подумать, что в полонезе просто ходят, что танец этот не что иное, как обычное шествие, унаследованное от променадов рыцарских времен. Но полонез XVIII века, как подметил Лист, "вовсе не был банальной и бессмысленной прогулкой; он был дефилированием, во время которого все общество, так сказать, приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким прекрасным, таким знатным, таким пышным, таким учтивым. Полонез был постоянной выставкой блеска, славы, значения". Полонез как нельзя лучше подходил для грандиозных, обставленных с необыкновенной роскошью балов XVIII века. Им открывались торжественные танцевальные вечера, придворные балы. В придворных кругах полонез исполнялся строго по рангам. Нарядно одетые гости с важностью проходили по залу. Кавалеры относились к своим дамам с особой учтивостью, галантно указывая направление танца. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. Во время танца мужчины часто молодцевато подкручивали усы, перекидывали шляпу с одной руки на другую, подавали даме то одну, то другую руку. В полонезе могли участвовать все приглашенные, независимо от возраста. Хозяин дома танцевал в первой паре с самой знатной и уважаемой дамой. Первая пара задавала движения, которые повторялись всей колонной. Поэтому рисунок полонеза всецело зависел от устроителя бала. Он имел право создавать ходы по своему желанию. Полонез, начавшись в парадном зале, мог продолжаться в саду. Иногда первая пара уводила колонну в глубь сада или в отдаленные комнаты, куда почти не доносились звуки музыки. Гости двигались, подчиняясь только внутреннему ритму. Здесь движения были более оживленными. По возвращении в зал, откуда начиналось шествие, танец снова обретал свой торжественно-церемониальный характер. Во время исполнения полонеза существовал обычай "отбивания дамы". Любой из гостей, находившийся в зале и не принимавший участия в танце, склонясь перед дамой и хлопая в ладоши, просил оказать ему честь и пройтись с ним в полонезе. Обычно обращались к первой даме. Хозяин дома обязан был уступить свою партнершу, а сам перейти к другой даме. Таким образом, стоило первой даме поменять кавалеров, как они менялись у всех дам. Полонез берет свое начало от народного танца, называемого в Польше "ходзоны". С момента своего возникновения он исполнялся на свадебных торжествах, но затем, несколько видоизменившись, сделался любимым танцем и других празднеств. Так, в некоторых местностях его танцевали с хмелем, с подушкой, со свечами, откуда он получил название "ходзоны с хмелем", "ходзоны с подушкой", "ходзоны со свечой". И на народных праздниках, и на пирушках полонез был тем танцем, который начинал веселье. Нередко молодежь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и быстро переходила на веселые и задорные танцы, такие, как мазурка пли оберек. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь снова переходила на полонез. Иногда им заканчивалось веселье. Таким образом, ходзоны, пли народный полонез, обрамляли целую группу танцев. В каждой местности ходзоны имели свои отличительные черты. Так, в Краковском воеводстве ходзоны исполняли несколько напряженным шагом, делали "голубцы". Танцующие в паре не держались за руки. Очень часто парень саблей "расчищал" дорогу девушке. На Куявах шаг полонеза был мягче, более скользящим, а ритм исполнения - более медленным. Парень и девушка держали за два конца платок, проходили под ним, девушка брала его в свободную руку и плавно проводила по воздуху. Во время исполнения допускались различные импр овизации. В Силезии ходзоны танцевали медленно и строго. Здесь они походили на маршевое шествие с едва уловимыми поклонами. Во всех областях Польши ходзоны танцевали с припевами. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель. Ходзоны были любимым народным танцем. Его незатейливую хореографию крестьяне всячески украшали и расцвечивали. Так, в XVII-XVIII веках девушки танцевали ходзоны в венках. Они шли одна за другой, тайком поглядывая на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки, дарили их своим любимым и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужней женщиной или вдовой. До сих пор в Польше танцуют свадебным полонез с кружками пива и со свечами или факелами. Со временем ходзоны попали к бедной шляхте, и только в XVII веке полонез перешел в дворянские залы, в замни крупнейших магнатов. Здесь с полонезом знакомились иностранные гости и разносили его славу по всей Европе. Балетмейстеры Парижа - города, который до XIX века был законодателем танцевальных мод, - переделали ходзоны, приспособили для придворных торжеств и дали ему название полонез, то есть польский. Как уже говорилось, в XVIII веке полонез стал популярным во всей Европе. Польский народный танец ходзоны все больше и больше терял свою простоту и делался танцем привилегированных классов. Источник: Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. М.: Искусство, 1987 Кавалер ведет даму правой рукой. Основной шаг полонеза состоит из трех обычных шагов: шаг с внешней ноги на носок ("заигрываем с кем-то не стороне"), шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги ("заигрываем со своим партнером"). Таким образом рисунок получается: носок, носок, стопа. При первом шаге идет легкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Далее идем вытянувшись вверх. Осанка гордая, благородная. Плечи раскрыты. Фигуры Променад - promenade: Пары основным шагом движутся по кругу против часовой стрелки вслед за ведущей парой. Колонна: Дойдя до центра конца зала, первая пара поворачивает налево (в начало зала) и продолжает движение по диаметру круга. Все продолжают движение вслед за первой парой и т.о. постепенно выстраиваются в колонну. Прочес - la traverse: Пары выстроены в две колонны параллельно друг другу по двум сторонам круга. Колонны идут навстречу друг другу по кругу. Когда пары встречаются, то кавалеры "левой линии" пропускают между собой и своими дамами дам другой "линии", а кавалеры "правой линии" пропускают между собой и своими дамами дам " левой линии". Т.о. получается своеобразная "расческа" или "решеточка". В конце фигуры пары соединяются, продолжая идти по кругу. Фонтан: - la fontaine Пары выстроены в колонну в начало зала. Кавалер первой пары поворачивается налево и идет по полукругу в конец зала. Дама первой пары идет направо по полукругу в конец зала. Остальные пары доходят до места, где разошлась первая пара (первой пары) и только после этого расходятся как первая пара. Веер (выполняется обычно после фонтана): Кавалеры идут по полукругу в конец зала слева (если смотреть в начало зала), их дамы идут параллельно им по полукругу справа (партнеры идут не вместе). Когда кавалер встречает свою даму, он предлагает ей руку, и пары расходятся таким образом: нечетные пары идут в правый угол начала зала, а четные - в левый угол начала зала. Дойдя до соответствующего угла зала, пары поворачивают и возвращаются в конец зала по своему полукругу. Расход (выполняется аналогично вееру): Из колонны первая пара доходит до головы зала и возвращается в хвост зала по правой стороне круга, следующая доходит до ее места и затем идет по левой стороне и т. д. (нечетные пары по правой стороне, четные по левой). Каждая пара "уходит" назад только на начало следующего такта ("раз"). Звёздочки (выполняются за 8 тактов): Пары располагаются в двух колоннах параллельно друг другу, при этом четные пары догоняют впереди находящиеся нечетные, а нечетные, наоборот, отстают (разбиваясь таким образом по четыре человека). На первый счет дама первой пары доворачивается по часовой стрелке через правое плечо, поднимая правую руку, дама второй пары - через левое, также поднимая правую руку. Все четверо соединяют прямые правые руки в центре круга, при этом руки дам лежат сверху рук кавалеров. Далее звёздочка движется по кругу по часовой стрелке обычным шагом полонеза (на первые четыре такта проходят первый полный круг, на вторые четыре такта - второй полный круг). В конце восьмого такта руки размыкаются, дама первой пары доворачивается по часовой стрелке через правое плечо в исходное положение. Шен (шент, цепочка, гирлянда) - la chaine (выполняется за 8 тактов): И.п.: Кавалеры располагаются в кругу лицом по обычному направлению движения, их дамы лицом к ним (соответственно, кавалеры стоят левой рукой в центр круга, дамы - правой рукой в центр круга). (Шен идут также шагом полонеза). Кавалер делает шаг по кругу, встречается со своей дамой правыми руками и правыми плечами, на следующий шаг со следующей дамой соответственно левыми руками и левыми плечами (при каждой встрече слегка кланяются друг другу). Дойдя до своей дамы, кавалер подает ей руку, пара разворачивается по ходу танца или иначе, как указано в конкретном описании. Линии (четвёрки) - выполняются после расхода пар на две колонны из головы зала, когда пары возвращаются в хвост по двум сторонам круга - 4 такта. Кавалер первой пары , дойдя до центра хвоста зала и поравнявшись с дамой второй пары, подает ей руку. Образовавшаяся четверка продолжает движение в голову зала по диаметру круга, при этом танцующие пошире расходятся друг от друга. Остальные пары таким же образом образуют четверки и следуют за ними. Соло дам - 8 тактов: Пары располагаются по двумя линиями напротив друг друга. На первый такт дамы начинают движение к противоположному партнеру, при этом правая рука на кринолине слегка вынесена вперед, левая отведена назад. Поравнявшись с дамой пары визави правыми плечами, дама меняет руки и направление движения и, дойдя до кавалера пары визави (2 такта), обходит его против часовой стрелки (еще 2 такта). При этом кавалер пары визави подает левую руку, правую держит за спиной дамы на уровне ее талии, как будто прикрывая ее сзади. Далее дамы таким же образом возвращаются к своим кавалерам (2 такта) и также их обходят (последние 2 такта). Коридор (выполняется после колонны): В начале очередной музыкальной фразы первая пара сходится и идет обратно по "коридору" в хвост зала. За ней остальные. (Обратите внимание, что дама в данном случае оказывается по левую руку.) В конце коридора первая пара поворачивает налево, вторая направо и т.д. и вновь идут к голове зала. На повороте в парах, поворачивающих налево, доворачивается дама так, чтобы встать по правую руку кавалера. В парах, поворачивающих налево, доворачивается кавалер. Расход партнеров: Пары выстроены в две колонны параллельно друг другу по двум сторонам круга лицом в одну сторону (как для traverse). Партнеры, которые стоят внутри, за четыре ОШ обходят по небольшому кругу в центре. Другие партнеры также обходят по небольшому кругу, но снаружи. Т.о. получается восьмерка, один "кружок" которой обходят партнеры, стоящие внутри, а другой - те, которые стоят снаружи. Обход дамы: Кавалеры становятся на одно колено и подают даме правую руку, дама обходит за четыре ОШ вокруг кавалера против часовой стрелки

Варвара Белозерова: Елена Соболева!!! Ксения Ларионова!!! Ну что же... Потанцуем!

Владимир Загорский: Варвара Белозерова Мне нравится Ваш настрой, Варвара Александровна!

Вероника Веселова: Общие правила поведения на балу Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером. На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках. При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы). На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале. Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления. Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы. Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Кроме того, дамам следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу - это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи. Громкий смех, шумная ссора, грубые слова, нескромные взгляды, в общем, все, что расходится с законами красоты, должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец, - признание, достойное любого внимания. Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости. в начало Приглашение на танец (ангажемент) Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку. Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором. Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно. На балу-маскараде маска имеет право приглашать незнакомых, остальные могут приглашать только знакомых. Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец. Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: "Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами - одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?". Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд. Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично и глупо. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия. Приглашение на танец можно отклонить, если: танец уже обещан; дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец; дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть; приглашающий кавалер без перчаток. В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества. В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве. Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать. в начало Правила поведения во время танца Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют. Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу. Назначение веера - навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности. Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже стоящих пар. Это правило не относится к распорядителю бала. Оптимальное расстояние между парами - не менее метра. Если пар встает слишком много, стоит встать в стороне, образовав иную линию. Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму на танец впереди себя, если же тесно - идти впереди самому, чтобы теснота не доставляла неудобств избраннице. Не нужно слишком близко подходить к танцующим, избегайте столкновений. Если же столкновение произошло, стоит извиниться и проявить внимание. Вежливым считается перед началом танца еще раз поклониться своему партнеру. Вообще, танец обычно начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы. В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер, ведь он ведущий. Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину. Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством. Даме также надлежит танцевать с поднятым взглядом, лишь изредка позволяя себе бросить короткий взгляд на пол. Однако никто не может запретить танцующей даме стрелять взглядом в приглянувшегося кавалера! Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неучтиво не сказать ей нескольких слов. Беседа между дамой и кавалером должна быть исключительно любезной и приятной. Говорить банальности, обсуждать других гостей бала – дурной тон. В танце, имеющем строгую последовательность фигур, следите за предыдущими парами, особенно за первой, и не делайте ничего раньше них. Во время танцев свободного перемещения, например, венского вальса, не спешите встать сразу в пару, сначала дождитесь музыки и поклонитесь под нее, благо музыка здесь позволяет это. Во время танцев двигайтесь вместе со всеми, старайтесь не смещаться, либо двигаться по обычной линии танца, во внешнем кругу. Если Вы танцуете более или менее на месте или по какой-то причине сбились, то лучше отойти в центр зала, но не вовне, и тем более, не оставаться на линии танца. По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре. Все пары, по-видимому, исполняют одни и те же движения, но внимательному наблюдателю можно при этом найти в них массу черт, служащих верной характеристике не только каждой отдельной пары, но и личности. По гармоническим движениям отдельной пары, которая как будто представляет из себя одно, часто можно безошибочно заключать о существующей между лицами симпатии. Грациозные, легкие, будто парящие движения молодой девушки всегда привлекательны; над несовершенствами же движений всегда позволяют себе подсмеиваться, вовсе не принимая при этом в соображение, что причиной часто бывает кавалер. Действительно, задача последнего в танцах гораздо тяжелее и важнее, чем дамы. Он должен уметь настолько хорошо танцевать, чтобы быть в состоянии прикрыть маленькие неловкости своей дамы. Поэтому молодому человеку следует заботиться о том, чтобы уметь хорошо танцевать; тогда он может быть уверенным, что отказа не получит; напротив, его будут всюду охотно встречать и приглашать на балы. в начало Балы в 19 веке Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах. Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности. Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр. С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками. В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...» На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор. Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик. Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр. Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте. Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах. Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден". В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости. в начало Приложение 1: Язык веера веер развернут, дама отмахивается - "я замужем"; веер закрывается - "вы мне безразличны"; открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой"; веер полностью раскрыт - "ты мой кумир". Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба): подать верхним концом - симпатия и любовь; подать ручкой - презрение; подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь. в начало Приложение 2: Язык цветов В начале XIX в. в моде были Александровские букеты - по имени русского императора: Anemon - анемон; Lilie - лилия; Eicheln - желуди; Xeranthenun - амарант; Accazie - акация; Nelke - гвоздика; Dreifaltigkeitsblume - веселые (анютины) глазки; Epheu - плющ; Roze - роза; первые буквы названий этих цветов составляют имя Александр. Символика цветов: василек - верность, искренность; жасмин - непорочность; маргаритка - терпение, печаль; "медвежьи ушки" - вас ищут обмануть; резеда - минутное блаженство; дикая роза - простота; белая роза - невинность; тюльпан - гордость и неблагодарность; фиалка - скромность и дружба; ноготки - кокетство; астра - величие; петушки - спокойствие; мак - воспоминания; подсолнечник - чем больше вижу, тем более люблю; белая гвоздика - целомудрие; розовая гвоздика - брак; лавр - торжество вечного целомудрия; гиацинт - спокойствие души; ландыш - символ пришествия Христа, непорочного зачатия. Существовали открытки с изображениями цветов. На таких открытках можно было просто поставить свои инициалы и послать ее. Цветок сам был текстом: мак - сохраним нашу тайну; цветы клевера - жениться или нет; лист клевера - жду ответа.

Дмитрий Арсеньев: Хороший тон на балу В русском обществе были приняты два типа балов — большой и малый. Большой бал На больших балах танцевали в специальных залах и почти всегда под военный оркестр. Особенностью большого бала было его позднее начало. В столицах и губернских городах большой бал начинался после театрального представления, т. е. около 12 часов ночи. Заканчивался такой бал к 8 часам утра. Большой бал типичен для официальных приемов (царского, губернаторского, дипломатического). Если было известно, что на бал приедет высокопоставленное лицо, гости съезжались до его появления и не уезжали с бала до тех пор, пока это лицо было на балу. На таком балу женщины и девушки были в парадных декольтированных светлых туалетах с большим количеством драгоценностей. Военные и чиновники в парадной форме, штатские мужчины во фраках. Если большой бал устраивался в частном доме, то хозяин и хозяйка встречали гостей в комнате перед залом. Хозяин здоровался с гостем рукопожатием или целуясь, целовал руку гостье; хозяйка, как правило, ограничивалась поклоном, иногда протягивала мужчине руку, с гостьей ликовалась (т. е. прикладывались щечками). При входе в зал мужчина с хорошо знакомыми обменивался рукопожатием, с мало знакомыми и дамами только раскланивался. Если бальное платье женщины имело трен, то, танцуя, женщины подхватывали его на руку; в конце XIX столетия на нижнюю сторону трена стали пришивать специальную петлю, за которую женщина поддерживала подол юбки во время танцев. Как только танец заканчивался, трен опускали на пол. Офицеры никогда не танцевали с оружием, его оставляли в передней. Танцевать надо было в мундирах, но без шпор. Русское офицерство игнорировало это правило, все танцевали в парадной форме и обязательно со шпорами, которыми гордились и лихо звенели при танцевальных движениях. Танцевать без перчаток считалось недопустимым. В помещениях из-за свечного или лампового освещения было очень жарко. Мужские фраки, крахмальное белье и быстрый темп танцев делали руки потными, а влажные руки быстро загрязняли светлые лифы дам. Притрагиваться к влажным рукам также неприятно. Большой бал состоял из пяти отделений, в каждом отделении было по четыре танца. Между танцами были промежутки для отдыха, а затем антракт, во время которого помещение проветривалось, а общество уходило в гостиные, где пили прохладительные напитки и ели мороженое. После третьего отделения полагался ужин. Подбор танцев был традиционен и менялся очень медленно. Это давало возможность молодому человеку заранее письмом пригласить девушку на тот или иной танец. Она письмом отвечала ему согласием или сообщала, какой танец у нее свободен. Таким образом, кавалер мог заранее пригласить на танец интересующую его девушку. Девушки также заранее знали, на какие танцы они уже приглашены. Танцующей девушке было неприятно, если хотя бы в одном танце у нее не было партнера. Неявка на бал по болезни или из-за чрезвычайного происшествия освобождала кавалера от его обязательств в приглашении на танец, но требовала последующего письменного или личного извинения. Если же кавалер, заранее пригласивший девушку на танец, не подходил к ней, считалось, что он нанес оскорбление не только ей, но и членам ее семьи. Подобное оскорбление могло быть поводом к дуэли. За девушку и честь семьи вступался ее брат, дядя и даже отец. Общество подвергало оскорбителя общественному осуждению вплоть до отказа ему от дома. Общественному осуждению подвергалась и девушка, если она, обещав тот или иной танец определенному кавалеру, вдруг ему отказывала и принимала приглашение другого. В этом случае оскорбленный считал своим оскорбителем не девушку, а того мужчину, который нарушил этикет. Возникала ссора, а иногда и дуэль. Малый бал Малый бал состоял из трех отделений. Он начинался в 8-9 часов вечера и заканчивался к полуночи. На таком балу танцевали под клавесин, позднее под рояль, для чего приглашался музыкант-тапер. Люди среднего возраста и пожилые вели беседы, играли в карты, мужчины часто уходили играть на бильярде. Малый бал походил на вечеринку; было принято в середине такого вечера устраивать небольшой импровизированный концерт. В перерывах между танцами разносили прохладительные напитки, мороженое и сладости. В столовой устраивался буфет и ставились столики. На балах подобного типа женщины могли быть в полуоткрытых платьях, мужчины во фраках, военные в мундирах. Перчатки и тут считались обязательными. Хороший тон требовал, чтобы в перерывах танцующие мужчины не садились, они стоя беседовали с сидящими дамами и девушками. Если в танцевальном зале холостой мужчина сидел, то общество за кавалера его уже не принимало. По команде распорядителя мужчины направлялись к дамам, которых они заранее пригласили на данный танец, кланялись им и, предлагая руку, вводили в танцующий круг. Танцевали чинно, соблюдая очередность, не толкались и выполняли распоряжение руководителя. Во время танцев кавалер всегда старался начать беседу с девушкой. Балы были местом, где молодежь могла познакомиться и относительно свободно общаться. Танец прекращался, если дама изъявляла к тому желание, но все же было принято танцевать, пока играет музыка. По окончании танца кавалер провожал даму (девушку) к ее месту, благодарил и уходил, если не следовало приглашения остаться для беседы. Это приглашение могло исходить от лица, сопровождавшего девушку на бал, или от самой женщины. В случае, если сопровождавшего девушку человека на месте не оказывалось, кавалер оставался с ней пока не объявлялось о начале следующего танца. Тогда он извинялся и направлялся к другой приглашенной им даме. На вечеринках совершались новые знакомства, возникало ухаживание, что часто приводило к желанному сватовству. Если молодой человек в течение бала танцевал с одной и той же девушкой несколько танцев, это давало повод ее родным думать, что кавалер — будущий претендент на ее руку. Если молодой человек был близок к сватовству или был уже помолвлен с девушкой, то сопровождал ее и спутницу в переднюю, где помогал им одеться, а иногда помогал сесть в экипаж. Так как девушка садилась последней, это давало возможность передать ей записку, поцеловать руку. Маскарад На маскарадах присутствующие были скрыты различными маскарадными костюмами. Это позволяло им, будучи неузнанными, общаться друг с другом весьма свободно. К маске обращались на «ты», что было невозможно в обычной жизни. В танцах и антрактах допускались вольности не только в беседе и жестах, но даже в поступках. В разговорах изобиловали намеки на интимные стороны жизни, говорились пикантности, присутствующие вовсю флиртовали и интриговали. Эти вечера были шумными и веселыми. Присутствующие кричали, скакали, толкались; маска преследовала маску, бегали друг за другом, словом, развлекались, как могли. Высокопоставленные особы также надевали маскарадные костюмы и такие маски, чтобы быть узнанными. Этим они избавлялись от возможных недоразумений, а окружающие только делали вид, что они их не узнают. В домашнем маскараде перед окончанием было принято снимать маски. Это выполнялось по команде распорядителя. Остаться в маске после такого приглашения считалось нарушением приличия, и потому лица, желавшие остаться неузнанными, уезжали пораньше. Общественные костюмированные балы посещались женатыми и неженатыми мужчинами и замужними женщинами; на них не бывали девушки. Иногда костюмированный бал устраивался для молодежи и детей. Он всегда проходил в присутствии родителей. (с)

Григорий Ковалевский: Контрданс Бальный танец XVIII и XIX вв. Название происходит от английского country dance - сельский танец. Во Франции этот 'танец называли кадриль, что в переводе означает четыре пары - именно столько танцующих первоначально исполняли его на балах. Оба названия употреблялись в русском бальном обиходе. Контрданс имел много разновидностей - экосез, лансье, тампет, матредур и др. В XVIII в. танцующие становились в квадрат - каре, каждая пара лицом к другой (это называлось визапи, т.е. напротив друг друга), вслед за чем выделывались различные фигуры; сходились, кружились на месте, менялись парами, кавалеры менялись дамами и т.д. Фигуры были порой очень сложны: чтобы заучить их, приходилось мелом рисовать на паркете схему движений. Довольно часто в одном и том же зале танцевали одновременно несколько кадрилей одного и того же рисунка. На многих русских придворных и великосветских праздниках такие кадрили исполнялись заранее подготовленными парами из высшей аристократии. Для большего эффекта танцоры каждой кадрили одевались в костюмы одинакового фасона и цвета - скажем, белого с золотом, голубого с золотом, розового с серебром и т.п. В XIX в. контрданс танцевали в две линии, но по-прежнему четным количеством пар. Этот сравнительно медленный танец служил хорошей передышкой между быстрыми польками (см.), вальсами (см.) и мазурками (см.), поэтому за время бала танцевалось несколько кадрилей. Распорядители танцев (см.) старались разнообразить их, придумывая все новые и новые фигуры. Движения танца к этому времени настолько упростились, что были вполне доступны даже человеку, почти не учившемуся танцевать. Это вызывало неудовольствие пожилых людей, помнивших грациозные движения старинного контрданса времен их молодости: "Когда смотришь на нынешнюю французскую кадриль, на это важное шарканье, на значительные шаги, на недвижное туловище танцующих, всегда кажется, что эти люди собрались на службу и толкутся по должности" (Кони Ф.А. История балов и маскарадов. СПб., 1840). Очень популярны были французская Quadrill, немецкий GrossVater и многие другие. В России также были "свои контрдансы", например, Данила Купор, очень любимый нашими монархами. "Данила Купор" Танец, популярный в России во второй половине XVIII в. Представлял собой одну из фигур контрданса (см.); танцевался в умеренно-быстром темпе четным количеством пар. Вобрал некоторые черты русских народных танцев. Наиболее яркое описание "Данилы Купора" находим в романе Л.Н. Толстого "Война и мир": "...заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка... Граф танцевал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела танцевать... Только одно строгое, но красивое лицо ее танцевало... Граф, все более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движениях плеч при округлении рук в поворотах и притоптываниях производила не меньшее впечатление... Пляска оживлялась все более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимание и даже не старались о том. Все было занято графом и Марьею Дмитриевной... Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг Марьи Дмитриевны, и, наконец, повернул свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло взмахнув правою рукою среди грохота рукоплесканий и хохота".

Юлия Апраксина: ФРАНЦУЗСКАЯ КАДРИЛЬ [франц. Le Quadrille Française] (на видео кадриль танцуют на ампирной технике, в более поздний период те же фигуры и движения танцевались на простых шагах) Французский бальный танец XIX века, произошедший от Контрданса. Состоит из нескольких частей, разных по темпу и музыкальному размеру. Танец имеет сложную композицию фигур, требующую участия распорядителя. В начале танца присутствует музыкальное вступление (ритурнель). Также перед началом каждой фигуры воспроизводится интродукция. В ходе танца пары танцуют то все сразу, то поочерёдно. Время от времени кавалеры исполняют соло или меняют партнерш. В финале танец заканчивается общим Галопом. На балах XIX столетия Французская Кадриль временами занимала едва ли не центральное место. Вот как считает знаменитый парижский танцмейстер Генри Целлариус: «Справедливо, что французская кадриль имеет преимущество перед другими танцами, не только по праву своей древности, но и потому что и ныне занимает ещё замечательное место на балах, где танцуется, как известно, на равне с вальсами и польками». Целлариус «La Danse des Salons. Руководство к изучению новейших бальных танцев», СПб, Издание книгопродавца Василия Полякова, 1848, с. 12 «В России XIX в. Контрданс, состоявший из нескольких фигур (сначала пяти, потом шести), назвали французской кадрилью. Первый куплет Кадрили – «Pantalon». Итальянцы предполагали, что куплет назван именем одного из действующих лиц итальянской комедии, французы же считали, что музыкальным оригиналом для этого куплета послужила одна французская песенка. В музыкальном оригинале третьего куплета несколько раз слышался крик курицы, отсюда и название «La Poule» («Курица»). Четвертый куплет – «La Trenis» — назван именем знаменитого танцора, автора этой части танца. Мелодия пятого куплета исполнялась на манер пастушеского напева, отсюда и название «La Pastourelle» («Пастушка»). И, наконец, заключительный куплет – «La Finale». О. Захарова «Власть церемониалов…», М, 2003, с.329-330

Юлия Апраксина: Редова Танец, по мнению большинства авторов, имеет чешское происхождение. Кулон в 1846г представил его в Лондоне, примерно на тот же год указывает Гавликовский как на год появления Редовы в парижских салонах. Редова - это парный круговой танец, но большинство авторов указывают, что помимо вращения существует фигура poursuite - преследование, когда кавалер отступает, а дама наступает, или наоборот. Кроме того, возможна фигура balancé, когда чередуются шаги вперед-назад. Все эти фигуры чередуются по произволу танцующих. Музыка для Редовы имеет размер 3/4, темпом 45-44 тактов в минуту, некоторые авторы указывают на родственность этого танца мазурке. Исторически в середине века редову исполняли под музыку похожую на музыку польки-мазурки, в конце века - под вальс. Редова появилась в западной Европе в середине 40х годов XIX века. Важной характеристикой ее было чередование вращения, преследования и балансе. Первоначальное техническое разнообразие довольно быстро упростилось и редову стали танцевать исключительно на pas de basque. Редова не была особенно популярна, но танец жил и развивался. В 70х годах техника немного меняется, glissé делается на первый темп и вся последовательность сдвигается. К этому времени из практики также уходит балансе, но преследование остается. В 90х годах редова еще жива, но к XX веку ее вытесняют новые танцы.

Родион Елагин: Захарова О. Ю. История балов императорской России. Увлекательное путешествие Книга доктора исторических наук, профессора Оксаны Юрьевны Захаровой открывает читателю особый, невиданный и мало изученный мир бального церемониала... Автор на основании исторических источников рассказывает о возникновении и развитии русского бала, истории танца и костюма, символике жеста, оформлении бальных залов. Это исследование во многом носит и прикладной характер. Впервые опубликованные фигуры котильона позволяют воспроизвести этот танец на современных балах. По-своему уникальна опубликованная в книге хрестоматия, в которой читателю впервые предоставляется возможность вместе с героями Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Данилевского, Загоскина, Баратынского, Бунина, Куприна и др. побывать на балах XVIII-XX столетий, почувствовать поэтический мир бальной культуры. Вас ждет увлекательное историческое путешествие, погружение в удивительное переплетение эпох и судеб, политики и культуры.

Родион М. Елагин: Грохочет бал, сияет бал. Светские увеселения в Петербурге XVIII-начала XX века. В альбоме-каталоге, подготовленном к одноименной выставке, представлено более 200 экспонатов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Альбом посвящен петербургским балам XVIII - начала XX века: придворным, публичным, благотворительным, костюмированным, балам- маскарадам. Издание рассчитано на искусствоведов, историков и всех читателей, интересующихся историей и культурой Санкт-Петербурга.



полная версия страницы