Форум » Библиотека » Интерьеры русских дворцов и усадеб » Ответить

Интерьеры русских дворцов и усадеб

Администратор: Давайте представим среди какой роскоши нам предстоит обитать.

Ответов - 14

Администратор: Начнем с Зимнего Дворца. Интерьеры Эрмитажа

Варвара Белозерова: Я нашла интересную страничку в Сети, на которой рассказывается о замке, который расположен в часе ходьбы пешком от моего дома. Он был построен на полстолетия позже того времени, события которого мы описываем, но все же он интересен. Замок Майендорф

Варвара Белозерова: Усадьба "Кусково"


Эрхард Хайден: Юсуповский дворец. http://www.yusupov-palace.ru/index_ru.htm

Софья Долманова: Елагин дворец. Названный Елагиным по имени своего пятого владельца, он так и сохранил это название, несмотря на периодическую смену хозяев. Дворец также называют Елагинским или Елагиноостровским. Предполагается, что архитектором, построившим дом для И. П. Елагина, был Д. Кваренги. Впрочем, особняк в своем первоначальном виде до нашего времени не дошел, поскольку в начале XIX века он был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны, которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины. Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси. Архитектор возвел на острове сразу несколько зданий: кроме увенчанного куполом трехэтажного дворца, там было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса. Оформлением внутренних помещений дворца и павильонов занимались самые известные в то время скульпторы — С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский — и художники-декораторы — Д. Б. Скотти, А. Виги и Б. Медичи. Овальный зал дворца был украшен кариатидами и ионическими полуколоннами, купол расписан причудливым орнаментом, а стены в большинстве помещений дворца облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, внешне очень похожий на фарфор, из-за чего комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений художники расписали цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии, а на потолках изобразили группы резвящихся купидонов. Двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I на втором этаже была, к тому же, отделана украшениями из бронзы.

Софья Долманова: Русский особняк в начале 19 века Самым типичным образцом городского жилья в начале 19 века был особняк, рассчитанный на жизнь одной семьи и обслуживающей ее прислуги. Самыми богатыми обычно были дворянские городские дома, в которых помещики проводили зиму. Кроме парадных и жилых комнат в них присутствовали помещения для многочисленной дворни — „людские”, „девичьи” и т. д Иногда это был простой одноэтажный дом с антресолями для жилья в задней части постройки или совсем небольшие деревянные „дома с колоннами” и „домики с мезонинами”.(франц. entresol, верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа, характерный для особняков и усадебных домов 18—1-й половины 19 вв. ) Трехэтажные дома были редкостью, так что буквально все, включая богатых и родовитых столичных дворян, в ту пору жили в полуэтажах . Они располагались над комнатами по дворовому фасаду, имевшими более низкие потолки. И, конечно же, их нужно было меблировать соответственно, поэтому четкое деление на парадные и жилые покои сохранялось очень долго. При этом нельзя однозначно заключить, что личный комфорт приносили в жертву представительской функции интерьера. Хотя бы потому, что комнаты с низкими потолками были гораздо теплее. Перегибы чаще всего встречались в купеческой среде, особенно – провинциальной: Ф.Ф. Вигель, дворянин и высокопоставленный чиновник в своих записках описал их так: “В каменных домах большие комнаты содержали в совершенной чистоте и для того никогда в них не ходили, ежились в двух-трех чуланах, спали на сундуках, в коих прятали свое золото” . Последнее замечание, впрочем, наводит на мысль о предвзятости по отношению к богатым и, действительно, в подавляющем большинстве малокультурным купцам. Принцип распределения помещений был почти одинаков как в аристократическом столичном особняке, так и в купеческом доме губернской провинции. Первый этаж, как правило, был служебным и предназначался в дворянских домах для размещения многочисленной прислуги. В купеческих домах в первых этажах — часто со сводчатыми каменными потолками и коваными железными дверьми — размещались кладовые для хранения товаров или других ценностей. Вторые этажи включали анфилады парадных комнат: прихожие, зал, одна или несколько гостиных, парадная спальня, диванная. Самым роскошным, как правило, был интерьер зала , чаще всего двухсветного, с колоннами вокруг стен, хорами для музыкантов и большими печами из белых изразцов, с колонками, карнизами, вазами или рельефами на античные темы. Топки этих печей находились в первом этаже или со стороны коридора. Колонны и стены зала облицовывались искусственным мрамором, стены украшались росписью или окрашивались „колером”. За залом шли одна или две, а иногда и три гостиные, убранные еще более изысканно, чем зал. Здесь также были и колонны, и закругленные углы с кафельными печами, и росписи, и рельефы мифологического содержания над дверями. Часто вместо дверей комнаты разделялись арками с колоннами, составляя части одного большого помещения. Цвет окраски стен и обивки мебели давал название комнатам — синей, голубой, розовой или малиновой гостиной. Городской дом начала XIX века обычно имел два входа — парадный, открывавшийся лишь для гостей и в дни праздников, и „черный”, которым пользовались повседневно прислуга и сами хозяева. Парадный вход (всегда со двора) вел в просторные сени, часто расписанные под мрамор или каменную кладку. От сеней колоннами или аркой отделялась парадная лестница, в один или два марша, с перилами-балюстрадами и расписным плафоном. На протяжении всей первой половины XIX века особняк остается основным типом богатого жилища. Описание дворянского особняка в провинции В провинциальных городах дворянские дома были в среднем гораздо скромнее купеческих. Съездивши в командировку в Пензу, Вигель оставил любопытное и очень подробное описание дворянского особняка: “Описав расположение одного из сих домов, городских или деревенских, могу я дать понятие о прочих: так велико было их единообразие. Невысокая лестница обыкновенно сделана была в пристройке из досок … За сим (за передней – м.б.) следует анфилада, состоящая из трех комнат: залы (она же и столовая) в четыре окошка, гостиной в три и диванной в два; оне составляют лицевую сторону … Спальня, уборная и девичья смотрели на двор, а детские помещались в антресоле. Кабинет, поставленный рядом с буфетом, уступал ему в величине и, несмотря на свою укромность, казался еще слишком просторным для ученых занятий хозяина и хранилища его книг. Внутреннее убранство было также везде почти одинаковое. Ни воображения, ни вкуса, ни денег на украшения комнат тогда много не тратилось Зала была обставлена плетеными стульями и складными столами для игры; гостиная украшалась хрустального люстрой и в простенках двумя зеркалами с подстольниками из крашеного дерева; вдоль стены, просто выкрашенной, стояло в середине такого же дерева большое канапе, по бокам два маленьких, а между ними чинно расставлены были кресла; в диванной угольной, разумеется, диван. В сохранении мебелей видна была только бережливость пензенцев; обивка ситцевая или из полинялого сафьяна оберегалась чехлами из толстого полотна”. Обстановка дворянского дома в 30е годы 19 века Превосходное описание городского особняка в ту пору, когда в интерьерах мирно уживались ампир и неоготика, содержится в повести русского писателя Николая Андреева «Ликарион». «Во всем доме Ликариона пол был паркет и дубовые рамы окон с медными треугольниками держали три больших стекла. Стены украшались французскими обоями, натянутыми на рамы, равные простенку. В зале обои были самого нежного абрикосового цвета, в гостиной голубого, в диванной светло-фиолетового, а в кабинете зеленого цвета с розовыми полосками. Плафоны расписывались модными живописцами, а карнизы облицованы были золотом. Клеенка Чурсиновой фабрики, на которую можно только смотреть, но жалко по ней ходить, — тянулась от передней до чайной комнаты.(клеенка – довольно дорогое водоотталкивающее напольное покрытие в виде дорожки, изготовленной из пропитанной смесью смолы, воска и льняного масла ткани, часто – миткаля ). Маленькие ширмы в готическом вкусе расставлены были по окошкам вместе с цветами разных родов в фарфоровых горшках. Сторы, сделанные из тонкого коленкора и вышитые на концах a’jour, защищали мебель и драпировку от лучей солнца. Буфет немецкой работы из красного дерева, сделанный в виде огромного шкапа для столового белья, английской посуды и орловского хрусталя, помещался в зале, которой стены обставлены были двумя дюжинами плетеных стульев. На стене висели большие часы с приятной музыкой… Два ломберных стола красного же дерева, два бюста, люстра с девятью восковыми свечами и четыре кенкеты. (Позже – кенкет (мужской род), от франц. quinquet, по имени изобретателя Quinquet. Общее название всех ламп, в которых горелка ниже резервуара, содержащего в себе масло.) Вот убранство первой комнаты. В гостиной мебель состояла из дивана, трех больших зеркал, дюжины кресел, двух подножек (подножка – скамеечка для ног ) и трех столов, сделанных из черного дерева и украшенных резьбой и золотом. На овальном столе стояла лампа с полушаром, две мраморные вазы на столах с малахитовыми досками, две этажерки с фарфором и серебром, бронзовые парижские часы и два жирандоля на пьедесталах (франц. girandole – подсвечник с радиальной расстановкой свечей и хрустальными подвесками, позже – преимущественно настенный ), люстра и стенные подсвечники с разноцветными свечами, три картины в богатых рамах: Жиродета, Горация Вернета и Жерарда, далее турецкий ковер. Такое эстетическое достоинство имела гостиная. Третья комната, примыкающая к гостиной, называется у нас в России диванной: она получила название свое с отдаленного времени. Эта комната всегда напоминает два стиха Дмитриева: И эта выдумка диванов По чести месть нам от султанов . .. Белою термоламою (позже – тармалама, восточная шелковая ткань с набивным рисунком) с разбросанными на ней синими цветочками обит был сплошной диван, сделанный на пружине и охватывающий все стены комнаты мягкой упругостью и эластическим свойством, он покоил тело вместе с душою. И здесь по стенам развешаны были картины в бумажных рамках, гравированные в Париже и Вене. Они изображали пейзажи очаровательных видов Германии, Швейцарии и Крыма. Окна драпированы были белою полосатою кисеею. На небольших двух столиках сандального дерева, придвинутых к дивану, лежали журналы … Лампа с матовым стеклом, висевшая на средине комнаты, разливала свет слабый, почти тусклый, такой свет, который французы называют „Clair de lune” (лунный свет)» . Интерьеры

Софья Долманова: Интерьер кабинета молодого холостяка (30-е годы 19 века) К 30-м годам 19 века интерьер кабинета изменился – в основном, под воздействием набиравшего обороты романтизма. Культ личности в точном смысле слова вытеснил из многих умов и комнат идею служения обществу. Русские денди, любившие скучать, любили и роскошествовать, поэтому интерьеры их кабинетов соединяли в себе непринужденность и настоящий шик. Функциональность интерьера при этом вполне сохранилась, так же, как и деление на зоны. В общем случае их было три: рабочая зона с бюро и креслами, предназначенная для письменного труда и просматривания очень модных в ту пору крупноформатных альбомов с гравюрами (увражей). Зона отдыха, нередко отделявшаяся ширмами, служившими защитой от сквозняков. Здесь, наряду с издавна популярными диванами, теперь могла размещаться и узкая кабинетная кровать с низкой спинкой – нечто среднее между кроватью и кушеткой (кушет-кровать), покрытая ковром (элемент экзотитки и, одновременно-намек на походный быт). И, наконец, туалетная зона с мужским туалетным шкафом, непременно – с зеркалом и, естественно, креслом. Молодые люди тогда, как и теперь, стремились внедрить в обстановку новинки и всевозможные усовершенствования. Мебельщики шли им навстречу, так что наряду с прекрасными образцами традиционной кабинетной мебели до нас дошли и весьма нетривиальные предметы. кабинет молодого холостяка, 30е годы 19 века, фото реконструкции интерьер кабинета, рабочая зона с бюро и стеллажом для книг интерьер кабинета, зона с кушет-кроватью и туалетным шкафом, отгороженным ширмой

Софья Долманова: Туалетная комната девушки, «ореховое рококо» Вплоть до самого конца 19 века оформление интерьера комнат, предназначавшихся незамужним женщинам, значительно отличалось от аналогичных помещений (будуаров, спален и туалетных), в которых жили женщины замужние. Семейный статус играл решающую роль: семнадцатилетняя девушка в зависимости от него могла обитать в сугубо девичьих или дамских комнатах. Правда, возраст тоже не стоит сбрасывать со счета: для юных дев создавали обстановку более романтичную, чем для старых. Формы русского орехового рококо идеально подходили для всех: убранство могло быть насыщенным, импозантным и кокетливым, а могло – невинным и наивным, но нарядным, как у принцессы. Мебель туалетной создана в конце 1840-х — начале 1850-х годов в мастерских братьев Гамбс. Красота формы — плавные, волнистые контуры предметов, украшенных легкой резьбой, их устойчивость, несмотря на некоторую манерность деталей, удобство в пользовании — все это создало славу гамбсовой мебели. Она надолго становится самой модной и дорогой, заполняя собою целые дома. Особенно популярны были гарнитуры: наборы мебели, мягкой и корпусной, сформированные в строгом соответствии с функцией помещения и, одновременно, с учетом модных трендов. В этом смысле обивка не менее важна, чем конструкция и декор: рисунок шелка-штофа из асимметричных фигурных картушей рокайль, букетов и завитков вторит мотивам отделки мебели, а нежно-голубой цвет эффектно оттеняет массив орехового дерева. Перечень предметов, входивших в убранство туалетной (туалетный столик, столик для рукоделия, зеркало-псише, мягкие стулья или кресла, а также кушетка) сформировался еще в начале столетия и ко второй половине изменился мало, но их эстетика сменилась кардинально. Туалетный столик в середине XIX века принято было драпировать легкой шелковой тканью и кружевом. Специальный кружевной «плащ», подобно девичьей фате, обрамлял зеркало. Его фигурная рама в стиле рококо, напоминающая очертания спинок кресел и стульев, выполнена из чеканного серебра. Нарядность интерьеру придает и ковер ручной работы, шитый гарусом, с крупным и ярким рисунком цветов. Подобные ковры обычно изготовлялись по заказам в монастырских мастерских, женских учебных заведениях или в усадебных девичьих, как это было до реформы 1861 года. Шитые ковры имели большой успех и широко использовались в убранстве не только городских и усадебных, но и дворцовых интерьеров. интерьер туалетной комнаты молодой девушки фрагмент интерьера с креслами, рабочим столиком и зеркалом псише работы братьев Гамбс. Обивка – штоф фабрики Г. Г. Сапожникова Туалетный стол. Драпировка — кружево машинной работы. XIX в. Зеркало в серебряной раме. Петербургские мастерские. 1840-е гг.

Софья Долманова: Приемная (малая) В аристократическом доме начала XIX века обычно присутствовали “мужская” и “женская” половины (сейчас их назвали бы зонами). Поскольку комнаты выстраивались анфиладой, реализовать зонирование было просто: открывали анфиладу мужские комнаты (приемная, кабинет), а завершали женские ( спальня, будуар, часто совмещенный с дамским кабинетом). В малой приемной не принимали друзей (аристократ общался с ними в кабинете или диванной). Ее функция – прием служебных курьеров, а также – подчиненных. В это время в интерьере царил классицизм, поэтому наблюдалась склонность к небольшим и невысоким комнатам. Их пропорции подчеркивали камерный характер помещений. Стены жилых комнат чаще всего окрашивались „цветными колерами”, из них самым распространенным на грани XVIII и XIX веков был светло-зеленый, или „фисташковый”. Любили и однотонные бумажные обои, обрамленные каймой с цветочным рисунком. Скромная по размерам приемная-секретарская, открывающая анфиладу, — место дежурства камердинера в ночное время и в часы деловых приемов. Подобные комнатки обычно располагались перед жилыми покоями хозяина дома. В последние годы XVIII века жилые помещения заполнила простых строгих форм мебель красного дерева, с отделкой из латуни, носившая название мебели в стиле Жакоб. На самом деле она не имела никакого отношения к произведениям знаменитого французского мебельщика, но название закрепилось за ней намертво. диван красного дерева с отделкой из латуни, стиль Жакоб. Петербургские мастерские, конец XVIII в малая приемная: Столик-экран и стул красного дерева с отделкой из латуни, стиль Жакоб. Петербургские мастерские. Конец XVIII в. Шандал-тройник. Бронза золоченая. Россия. Конец XVIII в.

Софья Долманова: Будуар-кабинет В 18 веке личным занятиям дамы предавались преимущественно в спальне. К двадцатым годам девятнадцатого века аристократки обзавелись специальной комнатой, которая, хотя и называлась на французский лад “будуаром”, на самом деле была женским кабинетом. Будуар примыкал к повседневной (жилой) спальне и, соответственно, не относился к парадным помещениям со всеми вытекающими отсюда последствиями: сравнительно более скромной обстановкой и свободной, зато функциональной группировкой мебели. Стремление к симметрии, которая в классицизме и ампире считалась важнейшим признаком гармонии, в жилых комнатах вообще и в будуаре в частности проявлялось, в основном, в симметричной расстановке аксессуаров и кресел, находившихся в резерве на случай появления гостей. Под гостями, конечно, понимались ближайшие родственники и дети. В интерьере будуара важнейшую роль играли две мебельные группы. Первая предназначалась для чтения и ведения личной переписки, а вторая – для рукоделия. Однако поскольку комната была женской, здесь также почти непременно присутствовало большое зеркало, а то и два: одно – туалетное, а другое – ростовое (псише). Умывались и наводили красоту в соседнем помещении (туалетной). Разумеется, провинциальные дворянки и столичные жительницы среднего достатка обходились без будуара: его функции брала на себя жилая спальня. Кабинет и спальня в вечернее время, кроме свечей в настольных шандалах и подсвечниках-мираклях (с абажурами-экранами), освещались фонарями из прозрачного белого восточного алебастра. Подобные фонари использовались только в жилых, интимных комнатах. Они создавали мягкое, приятное для глаз, рассеянное освещение. мебель красного дерева и волнистой (мореной) березы. Петербургские мастерские. 1810—1820-е гг. Стол-бюро красного дерева с отделкой из бронзы. Петербург, мастерская Г. Гамбса. 1810-е гг. Зеркало псише и угловой шкафчик. Красное дерево, резьба. Петербургские мастерские. 1820-е гг.

Софья Долманова: Кабинет в начале 19 века Кабинет в России прижился сравнительно быстро: уже в начале 19 века он присутствовал не только в аристократических, но и в самых заурядных дворянских домах. В культуре эпохи Просвещения важное место занимала личная жизнь во всех ее проявлениях – от сексуальных до интеллектуальных. Кабинет, который в России 19 века был и остался комнатой сугубо мужской, по функции сначала был близок к женскому будуару: здесь хозяин и читал, и наводил красоту, и предавался занятиям, иногда – служебным (глагол “работать” в ту пору употреблялся только в отношении физического труда). Здесь он принимал друзей. Здесь он порой и спал – на диване. Разумеется, в полном объеме эти функции использовали только аристократы, богатые столичные дворяне и помещики, а также узкий слой небогатого, но просвещенного дворянства. Тем не менее устраивались кабинеты почти во всяком доме – как дань моде. Хорошим тоном считалось использование гарнитуров, однако кабинетная мебель, как правило, группировалась довольно свободно. Непременно присутствовала зона для занятий – с письменным столом или бюро, а также – небольшим книжным шкафом. Другая группа мебели предназначалась для общения. И, наконец, третья группа мебели обеспечивала отдых: возле кабинетного дивана мог размещаться маленький столик, а чаще – тумбы с ящиками. Кабинет был предметом гордости, щегольства и хвастовства, поэтому его владелец лично занимался выбором его убранства и отдельных аксессуаров – от бювара (папки для хранения писем и бумаг) до оружия и живописи. Представленная на фотографиях мебель, возможно, кажется грубоватой – но не из-за качества работы, а благодаря массивности, которая, впрочем, скрадывалась в просторных комнатах. С другой стороны, гарнитур выглядит вполне современным, лишний раз напоминая о том, что источником вдохновения для минимализма был и остается именно классицизм. Письменный стол и кресло тополевого дерева. Россия, усадебные мастерские. Около 1810 г. гарнитур для кабинета изготовлен из карельской березы и тополевого дерева для усадебного дома - вероятно, по образцам книжный шкаф и кресло, обитое шелком, из кабинетного гарнитура

Софья Долманова: Столовая в начале 19 века В отличие, скажем, от Англии, где сколько-нибудь обеспеченные дворяне мерялись габаритами столовых, в России в 20-е годы 19 века столовая присутствовала преимущественно в домах или городских квартирах аристократов. На то были объективные причины: столовая не вписывалась в планировку существовавших в ту пору особняков. Чтобы ее устроить, была необходима существенная перепланировка. Дело в том, что функционально столовую необходимо было связать с еще двумя комнатами: буфетной, где хранилась посуда и предметы сервировки и кухней, где, собственно, приготовлялись обеды и ужины. С распространенной типологией жилых домов такой подход плохо вязался, ведь кухни и помещения для хранения располагались на другом (первом) этаже. Это, конечно, не значит, что дворянство давало обеды на кухне: в таких случаях обеденные столы приносили в зал или гостиную. А чайный стол для своих и близких знакомых сервировался в жилых комнатах или в гостиной. Интерьер столовой декорировался очень умеренно, поскольку первую скрипку играла сервировка. Дозу торжественности в него вносили парадные занавеси и шторы с ламбрекенами, а также непременные картины на стенах. В набор мебели, помимо обеденного стола со стульями, часто входил диван, а также – горка и пристенные столики-консоли. Разумеется, наряду с диваном в столовой могли стоять и легкие кресла. Композиция была довольно строгой: в центре всегда стоял обеденный стол, окруженный стульями, нередко отражавшийся в зеркале с подстольем, размещенном в простенке. Остальная мебель располагалась вдоль стен, чтобы не мешать проходу. Если хозяева более или менее часто обедали в столовой в отсутствие гостей, лишние стулья оттуда выносили, оставляя лишь несколько, по числу взрослых членов семьи. Но чаще всего столовая оставалась чисто представительской, статусной комнатой, слабо задействованной в повседневной жизни. Впрочем, ситуация изменилась довольно быстро. интерьер столовой начала 19 века, стол сервирован на 10 персон

Софья Долманова: Интерьер повседневной спальни Деление помещений на “парадные”(представительские) и “вседневные” (жилые), характерное для интерьеров первой половины 19 века, разумеется, касалось и спальни: если во Франции дамы, действительно, могли принимать близких друзей и подруг в той комнате, в которой они спали, в России это было немыслимо. Однако мода взяла свое, так что во всяком претендующем на современный уклад доме еще в конце 18 века принялись обустраивать парадные спальни – с роскошными кроватями, чаще всего с альковом (пологом). Здесь русские аристократки, действительно, могли принимать знакомых и родственников. А в жилую спальню им хода не было: сюда, кроме прислуги, был вхож только муж, а также – мать хозяйки дома и, иногда – сестры. В отличие от спальни парадных комнат, для жилой спальни выбирали самые теплые комнаты с хорошими печами. Большие угловые печи, чаще всего в пестрых изразцах, с топками из соседних помещений, служили для обогрева, но кроме них, для комфорта и шика, делались и мраморные камины. Вместо алькова с пологом использовались ширмы, отделяющие кровать от остальной комнаты. Они, кстати, защищали обитательницу спальни от сквозняков. Комната делилась на несколько зон с помощью мебели, однако главную роль в меблировке играл гарнитур – набор мебели, включавший в себя предметы для разных зон. Возле кровати размещали “ночные шкафчики” – довольно высокие тумбы с ящиками, которые также служили подставками для осветителей (подсвечников). Неподалеку, нередко – ближе к одному из окон, чтобы использовать дневной свет, ставили группу мебели, предназначенной для туалета (косметических и гигиенических процедур). Набор с тех пор изменился мало: туалетный столик с ящиками для мелочей, непременное зеркало и легкое кресло. Впрочем, если спальня была достаточно просторной, возле туалетного столика помещали второе кресло, чтобы дама могла заниматься туалетом и, одновременно, вести непринужденную беседу с мужем. кровать с ширмой в интерьере спальни, 20е годы 19 века, фото реконструкциии уголок с туалетным столиком в интерьере спальни

Светлана Журавлева: Не совсем интерьер... Усадьба Шереметевых в селе Высокое



полная версия страницы